Припять был молодым и перспективным городом, жители которого, работая на Чернобыльской АЭС, получали достойные зарплаты. Это позволяло многим обзавестись личным транспортом, что в условиях всеобщего дефицита было признаком благополучия. Самыми распространенными марками среди припятчан были «Москвич» и «Жигули» модели ВАЗ-2101, которую в народе ласково называли «Копейкой». На почти 50-тысячное население города приходилось около 500 автомобилей — показатель по тем временам весьма высокий.
На снимке — контраст эпох: слева современный автомобиль, справа — «Копейка» образца 1986 года. Фото сделано у здания пожарной части в Припяти.
После эвакуации, объявленной на «всего три дня», весь личный транспорт горожан навсегда остался в зараженном городе. Людям не разрешили забирать не только автомобили, но даже мотоциклы и велосипеды. В тот момент никто не волновался о потере — милиция обещала охранять оставленное имущество, и все надеялись скоро вернуться.
Однако возвращение так и не состоялось. Чтобы предотвратить мародерство и распространение радиоактивных предметов, правительственная комиссия приняла решение уничтожить зараженное имущество. Автомобили были свезены на специальные полигоны — «могильники» — и закопаны. На фото ниже — один из таких могильников за пределами Припяти. Уровень радиации здесь до сих пор превышает норму в сотни раз.
Могильник, где захоронен транспорт из Припяти.
Мотоциклы в СССР, особенно среди молодежи, пользовались не меньшей популярностью, чем сегодня. Только вместо импортных моделей в Припяти можно было увидеть отечественные «Явы», «Ижи», «Восходы» и другие. Многие из этих машин могли бы дожить до наших дней как раритеты, но их судьба сложилась иначе — они оказались в зоне отчуждения.
На окраине могильника мы обнаружили останки закопанных мотоциклов, некогда принадлежавших жителям города.
Закопанные мотоциклы в Припяти.
Перед тем как отправиться на захоронение, транспорт почти год пролежал на временных стоянках в самом городе. Сначала его складировали на площади у городского рынка, а позже переместили к зданию отделения милиции.
В условиях острой нехватки техники для работ по ликвидации аварии было принято неоднозначное решение. Ликвидаторам разрешили использовать любой относительно пригодный транспорт, оставшийся в городе, для «рабочих нужд». Непригодные же или сильно «фонящие» машины подлежали утилизации. Известны случаи, когда людям приходилось ездить на автомобилях с повышенным радиационным фоном, так как выбора часто не было.
На этом фото — рынок Припяти, одна из площадок, где после эвакуации складировали автомобили и мотоциклы.
Рынок Припяти.
Весь транспорт, который продолжал использоваться в Чернобыльской зоне отчуждения, получал специальную отметку — табличку с надписью «Зона». Это означало строгий запрет на выезд за пределы ЧЗО. Данное правило, установленное для предотвращения распространения радиоактивного загрязнения, действует и по сей день. На фото ниже — пример такого автомобиля.
Невыездной транспорт в Припяти со знаком «Зона», 2018 год.
По воспоминаниям бывших жителей Припяти, тем, кто лишился своего транспорта, государство обещало денежную компенсацию. Но, к сожалению, эти обещания были выполнены не для всех. Так «мирный атом» отнял у людей не только дома и родной город, но и все их имущество, нажитое годами труда.
Автомобиль в заброшенной Припяти.
