Если бы «Буран» не закрыли: как СССР мог покорить космос раньше Маска и Marvel

🌟 Полет, который до сих пор отзывается эхом

Привет! Несколько дней назад мы отметили важную дату в истории нашей космонавтики. 15 ноября — это день, значимый не только для российской космической отрасли, но и для всех, кто когда-либо смотрел на звезды и думал: «А ведь у нас были все шансы…».

Именно в этот день в 1988 году «Буран» совершил свой легендарный полет — без пилота, самостоятельно выбрав оптимальную траекторию и совершив посадку с такой мягкостью, с какой я аккуратно ставлю полную чашку кофе на стол, чтобы не пролить ни капли.

По меркам того времени это был невероятный прорыв. Мечта целых поколений стала реальностью: многоразовый космический корабль, сложнейшая система автоматической посадки, отработанная аэродинамика, мощнейшая ракета-носитель «Энергия»…

Фото из открытых источников

Конечно, можно долго спорить о стоимости проекта, о том, делалось ли это «назло американцам», или о том, что «на эти деньги можно было построить десятки школ». Но факт остается неоспоримым — Советский Союз десятилетиями стремился к созданию пилотируемой многоразовой космической системы. И он этого добился.

Но давайте вспомним и о другой, не менее важной составляющей — о культурном контексте, атмосфере тех лет.

📚 Советская фантастика и «Туманность Андромеды»: наше видение будущего

Помните советскую научную фантастику? В отличие от западной, где космос часто изображался мрачным, враждебным пространством для корпоративных захватов, наши авторы писали о будущем, в котором человечество устремляется ввысь — не только технологически, но и духовно.

Лично на меня огромное впечатление произвела «космическая серия» Ивана Ефремова.

Признаюсь честно: «Туманность Андромеды» с первого раза далась нелегко — к этому роману действительно нужно быть готовым. Но когда это понимание приходит…

Ты начинаешь ощущать время, масштабы, людей, целые цивилизации будущего. Это не просто книга — это взгляд на тысячи лет вперед, в мир, где человечество свободно осваивает космос и живет ради познания, а не ради наживы. У них даже была спиральная железная дорога, опоясывающая всю Землю. Представьте: сесть в отпуске на поезд и за пару часов доехать до Ниагарского водопада, Большого каньона или в Италию на футбольный матч. В мире Ефремова это было обычным делом.

Автор изобразил Землю, где космические программы — не временный проект, а стержень, на котором держится вся цивилизация.

И тогда возникал вполне закономерный вопрос, который многие задавали себе (роман был написан в 1955-1956 годах, а «Буран» полетел более чем через 30 лет):

«А может, и мы сможем так жить? Может, это не просто фантазия, а предвидение?»

✨ Вечные вопросы

Но могло ли подобное будущее стать нашей реальностью?

Мог ли «Буран» стать ключом к нему?

Давайте пофантазируем и порассуждаем о том, что могло бы быть, если бы программу не свернули.

🚀 Планы после первого полета: реальные проекты, а не фантастика

После успешного полета в 1988 году «Буран» должен был стать лишь первым в целой серии.

🛰 «Буря»

Планировалось, что корабль совершит второй полет в автоматическом режиме и состыкуется с орбитальной станцией «Мир».

Обратите внимание: "Просто Космос" Заброшенное убежище из ЖД цистерн — показываю его вам (очень необычно)!.

Этот экземпляр был готов уже на 95%...

«Буря». Фото из открытых источников

🛸 «Байкал»

Третий летный экземпляр был готов на 30–50%, его полет был намечен на 1994 год.

🚀 «Энергия-2» / «Вулкан»

Сверхтяжелая ракета, которую до сих пор никто по-настоящему не повторил. С распадом СССР работы были остановлены. Тем не менее, «Энергия-2» остается ярким свидетельством того, что советская космонавтика стремилась к созданию многоразовых космических систем задолго до их реализации в других странах.

Даже те, кто сегодня позиционирует себя как новаторов, нередко заглядывают в советские архивы за идеями.

♻️ Многоразовость как норма

Каждый «Буран» был рассчитан на возвращение, техническое обслуживание и повторные полеты.

Да, сегодня это звучит как стандартный пресс-релиз SpaceX, но ключевое отличие в том, что в 1988 году эта технология уже работала. Так что, уважаемый Илон Маск, вы точно не были первооткрывателями в этой области.

🧠 Почему «Буран» был техническим прорывом своего времени

Автоматическая посадка в 1988 году

Американцы в тот момент могли только удивленно спросить: «Вы серьезно?».

А «Буран» просто выполнил свою работу.

Пять компьютеров, отказоустойчивость, распределенная система

И ни один из них не дал сбой.

Потому что на них не стояла Windows.

Интеллектуальность программного обеспечения и маневренность корабля

Корабль сам определил, что заходит на посадку слишком высоко, ушел на второй круг и сел идеально.

По своему «интеллекту» он превосходил автопилоты многих современных автомобилей.

Теплозащита, превосходящая «Шаттл»

Теплозащитные плитки держались надежнее, а технологии были более гибкими.

Заимствований было минимум, но слухов и мемов про «списали у американцев» — максимум.

🎬 «Буран» в массовой культуре: упущенный потенциал

Если бы программу продолжили, «Буран» наверняка стал бы культовым объектом в кино и видеоиграх:

— он бы появлялся в каждом втором фильме Кристофера Нолана;

— был бы главной пасхалкой в Cyberpunk 2077;

— участвовал бы в коллаборациях с LEGO.

🌌 Кто-то снова поднимал тему возрождения

Несколько лет назад некоторые деятели снова заговорили о необходимости новых орбитальных станций, пилотируемых кораблей, многоразовых систем. И о том, что идеи, заложенные в «Буране», «Спирали» и других проектах, актуальны до сих пор. И это чистая правда: наработки советских инженеров до сих пор используются, в том числе и за океаном.

А хотелось бы, конечно, чтобы и мы не отставали. Потому что простые инженеры — они всегда готовы: вложить душу, придумать, спроектировать, сделать. Скажи им: «Нужен корабль» — и процесс уже не остановить.

📮 Буран на почтовых марках

Конечно, такой символ эпохи не мог не найти отражения в филателии. Существует целая серия марок, конвертов, почтовых листов, посвященных кораблю и ракете «Энергия».

От строгих официальных выпусков до ярких художественных серий — это настоящий мини-музей космической мечты в миниатюрном формате.

Почтовые марки с "Бураном" и "Энергией"

🎤 Финал. Запоминающийся, но немного печальный

Мы однажды совершили невозможное — и могли бы повторить это еще десятки раз.

Могли бы приблизиться к тому будущему, которое описал Ефремов, и которое уже не казалось бы такой уж фантастикой. Но история распорядилась иначе.

Фото из архива РАН

А как вы думаете: если бы программу «Буран» не закрыли — где бы мы были сегодня?

И вообще: стоило ли доводить проект до полноценной серии, или его время все равно бы прошло? Есть ли шанс на возрождение подобных амбициозных проектов?

Жду ваших мнений в комментариях! 🚀

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Если бы «Буран» не закрыли: альтернативная реальность, где космос мы покорили раньше Илона Маска и Марвел.