Кто такие промысловые охотники? Жизнь людей тайги

В поселке Ванавара, в Эвенкии, уже много лет живет ставший легендарным промысловик Виктор Черний, охотящийся на местной реке. Как рассказывает сам Виктор, он приехал в Сибирь более трех десятилетий назад с одной только целью – заработать охотой денег на машину. Так вот, пока зарабатывал заветный «рупь», так прикипел к тайге и охоте, что уже не смог уехать. Участок у Виктора немаленький – около 100 тысяч гектаров, да и у его соседей не меньше. У многих тут «свои пенаты» исчисляются сотнями тысяч гектаров непроходимой и почти неизведанной тайги.

Сам Виктор много раз говорил: «Промысловая охота – это ведь не только ловля зверей и стрельба птиц. Это целый комплекс умений, навыков и знаний, позволяющий человеку не только примитивно выживать в тайге, но и эффективно в ней работать. Надо уметь и избушку подправить, а если потребуется, и новую срубить, и сеть связать, и ружьишко подремонтировать, и хлеб испечь, и одежду сшить».

Чем промысловик отличается от любителя?

Охота с древних времен была для человека не только увлечением, но и способом существования. Исторически сложились два вида охоты на зверя: любительская и промысловая. А значит, существует и две категории охотников. Между ними, несомненно, много общего, однако есть и отличия. Охотник–любитель не ставит перед собой цели настрелять в обязательном порядке как можно больше дичи. Промысловая охота - это добыча с целью предпринимательской деятельности в установленном порядке. Она регулируется 13-14 статьями 209 Федерального закона.

Охотник–любитель выезжает на охоту всего на 3–5 дней. Местом его охотничьего пристанища может быть развесистое дерево, шалаш, палатка, или даже специальная турбаза. Промысловик охотится долго, его сезон длится несколько месяцев, пока добытчик не выполнит обязательства по договору.

Для того, чтобы заниматься промысловой охотой, необходимо получить разрешение и иметь соответствующие документы.

Сезон такой охоты устанавливается на законодательном уровне, нарушать сроки нельзя, иначе промысловикам грозит ответственность. Сезоны, также как и способы добычи, установлены правилами охоты - все это описано в приказе Минприроды № 477. За нарушения, согласно статье 8.37 КоАП РФ, налагаются серьезные штрафы.

Наибольшую ценность в промысловой охоте представляет пушнина соболя. Также добывают куницу, бобра, лис. Их сдают в соответствующие компании по приемлемой цене, так как эти шкурки идут на экспорт. В целом, основной заработок промыслового охотника составляет именно продажа меха и шкур.

«Эталонный» добытчик

Один из таких людей — Михаил Мутовин, охотившийся на речке Удоронге, — поделился подробностями жизни промысловика, став героем целой серии рассказов. Друзья звали его просто — Кирилычем — и считали «эталонным» промысловиком. Годовой цикл его занятости брал свой отсчет с конца мая. С этого времни он начинал заниматься заготовкой съестных припасов впрок: несколько дней собирал черемшу, засаливая ее в берестяных туесах, перекладывая каждый слой мелкими речными камешками, чтобы она не закисла. После приступал к заготовке дров на зиму, предпочитая всем другим деревьям лиственницу. Все потому, что она, сгорая в печке, выделяет сильный жар. Дров заготавливал много: начиная с середины ноября и по март, а то и до начала апреля, морозы держались сильными, иногда падая до 55 градусов ниже нуля, и топить печку приходилось ежедневно и подолгу.

К концу июня большая вода в Удоронге спадала, и Кирилыч начинал свою первую охоту. Но не на зверя, а на ельцов. Для их ловли Кирилыч делал специальное сооружение. К мостику, перекинутому через Удоронгу, он приспосабливал деревянную перегородку, а в ее середину вставлял большую конусообразную корзину, сплетенную из гибких прутьев ивы. За лето Кирилыч вылавливал и засаливал впрок ельцов несколько берестяных туесов, которых хватало на целый год.

Особые патроны и обувь из лосиной кожи

Середина августа для Кирилыча была особо хлопотным временем: он срезал и сушил листья самосада, сбору в лесу белых груздей, брусники и других ягод. А еще начинал объезжать места будущей охоты на пушного зверя. Приглядывался, где за лето расплодились белка и соболь. Выслеживал медведя, чтобы знать, где он может залечь на зиму и места обитания молодых лосей. В эти дни, когда выслеживал медведя и лосей, собаку с собой не брал, она могла раньше времени спугнуть зверя.

Охотничий промысловый сезон Кирилыч начинал в конце первой, начале второй половины октября и продолжал охотиться до конца декабря, если не было морозов.

Обратите внимание: «Жизнь любимого Крыма в ноябре» Проблемы жителей из-за отсутствие туристов.

Вот, как сам он рассказывает об этом:

«Порой охоту приходилось сворачивать уже в середине декабря, такая свирепствовала стужа. К началу охотничьего сезона ночи выхолаживались, иногда на тропах уже появлялась перенова, первый снежок, белка уже была «выходной», серой, да и соболь поблескивал серебром.

На ноги надевал я всегда так называемые головки, именуемые по-охотничьи "чирки". Они были короткими, до щиколоток, шились из крепкой лосевой кожи, внутрь клалась стелька из сухой травы. Она создавала мягкость в длительной ходьбе по тайге, и не давала ноге потеть, впитывая весь пот в себя. На ногу наматывал по–солдатски теплую портянку из шинельного сукна и соединял ее внизу со штаниной, переплетая мягкой бечевкой. Такая обувка при ходьбе была очень удобной, теплой и бесшумной".

«Охотничья математика»

Дни охотничьего сезона — самые важные для промысловика. Вставать нужно рано, еще затемно. Первым делом — проверить еще раз оружие и всю экипировку. Потом — плотно позавтракать. Бывалые добытчики говорят, что хорошо съесть большой кусок мяса и запить чаем с травами. А после — отправляться в присмотренные загодя места.

Умелый добытчик за день может преодолеть огромные расстояния — по 15–20 километров по глухой, занесенной снегом тайге. Хорошим результатом считается добыть за световой день 10–15 белок. Но тут мера у каждого своя, хотя есть и некая «математика»: на каждый дневной отстрел белок — один соболь, тогда день считается удачным.

Как бы ни устал за день настоящий промысловик, вернувшись «на базу», надо сделать все необходимое. Покормить собак, если они есть, протопить печь, обязательно снять и просушить одежду и обувь.

Сразу три лося!

Дней через десять после начала охотничьего сезона промысловики выходят добывать крупную дичь. Например, медведя и лося. Наивно думать, что вышел в тайгу, выследил медведя и застрелил его. В действительности Хозяина надо долго выслеживать, определять маршрут его передвижения по тайге, места, где он оставляет метки. Делать это лучше с середины сентября, когда в тайге еще держится теплая, сухая погода.


Добыча лося особенно не отличалась от охоты на медведя. Как-то неподалеку от Удоронги, уже занесенной снегом, в глухом осиннике, Кирилыч выследил сразу троих сохатых: большого матерого вожака и двух молодых. Собака по кличке Полкан, знавшая свое дело, отсекла путь последнему лосю и загнала его к отвесной стене обрыва косогора, там зверь оказался в тупике. Полкан, облаивая лося, выбегал впереди него, чтобы не подставиться под страшный удар задних ног. Кирилыч же с близкого расстояния первым же выстрелом в лопатку уложил загнанную добычу, а остальным двум дал уйти. Ведь, в отличие от охотника-любителя, промысловику нужно не просто добыть зверя, но и разделать тушу, а после увести мясо в лабаз и подготовить к сдаче.

Адрес не дом и не улица

Интересный факт: у многих промысловиков с Ямала в паспорте нет конкретного адреса. В штампе о регистрации значится «Тундра, Надымский район». Все потому, что их угодья тянутся на сотни километров. Сейчас там, где нет дорог, основным транспортом стали снегоходы — как правило, «Бураны». Пробитые ими дорожки так и называют «буранками» – зимой они тянутся в тайгу от деревень на сотни километров. При таких расстояниях каждый охотник должен не просто быть уверенным в своём «Буране», но и уметь в случае необходимости отремонтировать его в любых погодно-климатических условиях. А еще при длительных переездах у промысловиков чаще всего обмораживаются не руки, а лица. Встречный поток морозного воздуха в сочетании с влажным дыханием человека довольно быстро «выжигает» кожу на лице. Страдают щеки, нос, веки, губы.

У охотников Нижней тунгуски по этому поводу есть полушутливая байка: чтобы избежать этих неприятностей, они якобы повязывают на лицо детские памперсы. Влага, выдыхаемая человеком, отлично ими впитывается, оставляя лицо сухим и защищенным от ветра.

Дорогие друзья, на этом наш сегодняшний выпуск подошел к концу. На прощание напишите в комментариях, какие истории из жизни промысловиков показались вам самыми интересными? А может быть, вы и сами бывали на охоте и у вас есть свои истории?

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Кто такие промысловые охотники? Жизнь людей тайги.