Перевал Карла Маркса: борьба с высотой и коварными спусками в памирском походе

Когда смотришь на эти пейзажи, даже не верится, что рядом раскинулся огромный ледник.

Утренние хлопоты с ледяной водой

С самого утра пришлось проявить изобретательность, чтобы не отморозить пальцы в ледниковой воде. После вчерашнего ужина с гречкой и пеммиканом пришлось долго отмывать посуду от жирных следов. Сегодня я выбрал другую тактику: набирал немного воды в емкость, оттирал остатки пищи, а затем аккуратно ополаскивал, стараясь не погружать руки в ледяной поток. Температура воды была практически нулевой, а пальцы мне еще пригодились до конца этого путешествия.

Стояла такая жара, что казалось, камни раскаляются (на самом деле, это Вероника сжигала мусор).

Проблемы со здоровьем в группе

У Вани с утра было неважное самочувствие. Как выяснилось позже, его организм пытался одновременно бороться и с желудочно-кишечными проблемами, и с высотной болезнью. Но он был не единственным в нашей "карантинной зоне" - уже трое участников испытывали подобные трудности. Хотя в целом я чувствовал себя неплохо, но понимал, что скоро может наступить "плановое утомление" - самое время для проявления проблем с поясницей (несмотря на хорошую систему рюкзака) или коленями. К счастью, пока еще оставались силы не только нести рюкзак, но даже подбрасывать его при необходимости.

Начинаем спуск.

План на день: перевал Карла Маркса

Сегодня нам предстояло преодолеть перевал Карла Маркса, расположенный рядом с одноименной вершиной. Сам пик высотой 6723 метра интересовал нас только с эстетической точки зрения - восхождение на него не планировалось ни в рамках похода, ни дополнительно (маршруты там от 4Б до 6Б категории сложности).

...и снова подъем..

Мы покинули песчаную стоянку, спустились в зеленую зону, где нам снова предстояло повернуть и двигаться по морене соседнего ледника.

Проходим мимо живописных скал, отполированных ледником.

Перераспределение груза

По пути мы разгружали тех, кто чувствовал себя особенно плохо. Во время обеда Ваня передал мне два баллона с газом. Знаю, что Федя и Миша тоже взяли много вещей, особенно у Кати Е., но точного учета перераспределения снаряжения я не вел.

Что-то я выгляжу хмурым во время обеда.

Отмечу, что Таня и другие участники постоянно хотели есть. Тема еды поднималась практически на каждом привале, часов через три после выхода. То есть к 10 утра (при старте в 6:30) уже звучали предложения: "Может, здесь пообедаем?"

В итоге мы остановились на обед на зеленой площадке между осыпями.

Подход к перевалу

Поскольку я детально не изучал маршрут, единственное, чего мне сегодня категорически не хотелось - это идти в связках. Однако перевал был скально-ледовым, и было непонятно, как к нему подобраться. Поэтому мы шли преимущественно по боковой морене, восхищаясь надвигающейся громадой пика Маркса.

По Ване не скажешь, что он сильно страдает.

Примерно за километр до перевала на боковой морене началась поперечная осыпь, достаточно крупная, хотя и не до размеров чемоданов. Пришлось прыгать по камням. Мы с Мишей достаточно быстро ушли вперед, дошли до цели...

Третьим пришел Ваня, он даже обогнал Катю Б. И этот человек с утра страдал от тошноты?

-Мне кажется, это идеальный рельеф для передвижения.

Учитывая, что почти весь поход наш снаряженец прошел с одной трекинговой палкой, это заявление звучало вполне логично.

Позади нас - пик Маркса.

Я даже подумал, что раз Ване стало лучше, стоит вернуть ему топливо, которое я взял, чтобы его разгрузить, но решил донести до конца дня. Тем более впереди был спуск с перевала, а вниз идти, как говорится, легче, чем вверх.

Необычный перевал

Поскольку подъем был очень пологим, а боковая морена шла параллельно открытому леднику, седловина перевала достигалась практически без резкого набора высоты. Другими словами, классического перевального взлета здесь не было.

Седловина скорее напоминала брешь в стене средневекового замка - настолько прямоугольными и выразительными были скальные сколы, зиявшие перед нами.

Вот так мы и дошли до седловины.

Метров за двести до перевала я просто вышел на границу ледника и осыпи и, лавируя, пошел там, где было удобнее. Ледник в этой части был достаточно грязным, и ботинки держали без кошек. В итоге получилось, что сначала я боялся, что придется связываться в связки, потом - что нужно будет выходить на ледник без кошек, а в результате перевал просто прошли ногами.

Группа на перевале Маркса.

Седловина перевала находилась настолько низко относительно ледника, что талая вода фактически растекалась сразу в две долины. Таких точек гидрографической бифуркации я еще не видел своими глазами. Позже Миша заметил, что формально перевал должен быть водоразделом, но здесь этого не происходило.

Начало спуска.

Сложности спуска

Проблемы ждали нас на спуске.

Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.

Поскольку перевальное седло было сильно разрушено, весь обломочный материал лежал на целевой стороне и находился в достаточно подвижном состоянии.

Мы плотной группой, под гиперопекающие, переходящие в истерику команды Кати Б., спустились на пять метров на широкую скальную полку под перевалом. Старались не сдвигать камни, но мелочь все равно осыпалась, независимо от нашего желания. Стас принципиально спустил несколько камней, несмотря на заверения руководителя, что так делать не надо. Завхоз ответил, что последующим участникам будет удобнее. С моей низкой маневренностью подход Стаса мне ближе - габариты рюкзака часто сами сталкивают мелкие камни.

Подгруппа Кати

Открылся вид на пик Энгельса, к которому мы будем приближаться завтра. Так же, как и с пиком Маркса, никаких восхождений не планировалось.

В общем, собралась группа из Миши, Стаса, Вани и нас с Таней. Катя сказала спускаться с Мишей отдельной группой, а остальным - с ней. Договорились.

Если посмотреть от Кати вперед, можно увидеть несколько точек - это наша подгруппа с Мишей во главе.

Разный опыт спуска

Для четверых достаточно высоких (180 см+) парней и Тани (164 см) этот спуск запомнится по-разному. Хоть и крутовато (градусов 25), но ползать по скалам, которые припорошены мелкой-мелкой осыпью (почти галькой) и конгломератными развалами между - вполне терпимо, лишь бы не пришлось вешать веревки для дюльфера. Девушке пришлось чуть сложнее.

В один из моментов вторая команда прокричала нам, что на нас летит камень. Пожалуй, впервые в жизни пришлось заваливаться за скалу, прикрываясь рюкзаком, при этом пройти метр-полтора на корточках с грузом. Вот уж действительно "пионерный" во многих отношениях поход.

Несколько точек впереди - наша подгруппа с Мишей.

Позже мы проверили, куда направились остальные участники. Катя повела их значительно правее, где, скорее всего, проходила тропа. Тем временем Миша мастерски проходил сложный участок с обломками, двигаясь зигзагами и выводя нас к большой осыпи у основания подъёма на перевал. Пока мы дожидались вторую группу, живо делились впечатлениями от спуска. Каждый перевал преподносит свои сюрпризы: вчера Хацак устроил нам испытание в виде раскисшего закрытого ледника прямо у подъёма, а сегодня Маркс хорошо нас взбодрил... Спустившись вниз, мы начали бродить у каких-то разливов в поисках места для стоянки. Я не понял, почему нельзя было просто сбросить рюкзаки и осмотреться? В итоге пришлось сначала спуститься ниже, а потом подняться обратно. И всё это — в конце насыщенного дня. Говорю Танюше, что выбился из сил. Ужин превратился в настоящий пир. У нас планировался рис с мясом, а Таня преподнесла сюрприз — лобио. Федя же окончательно поразил всех, притащив целых три банки шпрот! В общем, поужинали мы прекрасно. И всё это — в цирке между пиками Маркса и Энгельса, где последний хоть и пониже, но выглядит более грозно. Наш ночлег под открытым небом.