Партнерский материал
Приветствую всех читателей. Наследие советской эпохи — это не только огромный вклад в развитие общества, но и множество призраков прошлого, разбросанных по просторам нашей страны. Среди них — заброшенные деревни, заросшие поля, исчезнувшие лагеря и целые транспортные артерии, такие как узкоколейные железные дороги, которые когда-то опутывали леса.
Эти дороги связывали небольшие поселки, жители которых не просто существовали рядом с ними, а полностью зависели от них: обслуживали пути, работали машинистами, водителями грузовиков или лесорубами. В моем регионе основное предназначение узкоколеек заключалось в вывозе леса из глухих уголков для последующей переработки.
Начало экспедиции
Не так давно я отправился на поиски одной такой забытой узкоколейки. Выдвинулся затемно, в 3:30 утра, ведь путь предстоял неблизкий и, как выяснилось, весьма своеобразный. Целью поездки было отыскать исчезнувшие поселки вдоль этой дороги и попутно решить практический вопрос — поискать металл, ведь путешествия требуют затрат, и их нужно как-то окупать.
Помощь в пути
Хочу выразить благодарность магазину «Тропоход» за возможность исследовать такие места. Они предоставили мне навигатор Garmin 20X, который стал незаменимым помощником в глухих уголках. За дополнительную плату специалисты могут установить специализированные карты с отметками урочищ, которых уже нет на современных картах. Не нужно искать координаты и переводить их — все точки уже будут в устройстве. Очень рекомендую всем путешественникам и кладоискателям.
Пройдя около двух километров по полевым дорогам, мы увидели вот это.
Дорога испытаний
Лесозаготовители, которые вывозят отсюда древесину, соорудили себе всесезонную дорогу, выложив почти весь путь до главной развилки бревнами. Это позволяет им ездить и зимой, и в распутицу, но если для лесовозов это «лесной асфальт», то для УАЗика — настоящее испытание. На фото виден участок, где поверх бревен еще есть немного земли, но дальше начинается чистая «бревенчатая» трасса.
Пять километров такой дороги мы преодолевали сорок минут. Ехали медленно, УАЗик трясло, температура двигателя росла, а печка работала на полную мощность. Вспоминая по пути весь известный матерный запас, мы все же добрались до первого разъезда, с которого и начиналась эта узкоколейка.
Первые находки
Конечно, я не рассчитывал увидеть здесь сами рельсы — понятно, что их давно вывезли и сдали. Но узкоколейка — это не только рельсы, но и другой металл, сопутствующий УЖД. Иногда можно найти и куски рельсов, которые когда-то заменили, да и прочего металла в таких местах должно быть достаточно.
Вот так сейчас выглядит эта УЖД: все разобрано, и она превратилась в обычную дорогу. Конечно, хотелось бы присутствовать при разделе рельсов отсюда, но кое-что и для нас тут осталось.
Первые сигналы на дороге выглядели так. Это железнодорожные костыли (гвозди), которыми рельсы крепились к шпалам. Вся дорога была усыпана такими костылями — сигналы шли один за другим, только успевай копать. Разумеется, все ямы после раскопок закапывались и утрамбовывались, ведь дорога живая, по ней ездят.
Каждый такой костыль весит около 300 граммов, и если их много, результат может быть впечатляющим. Многие охотятся именно за ними: их много, удобно складывать в мешок, а какое-то время можно носить даже в карманах куртки.
С каждого небольшого отрезка дороги получались вот такие кучки костылей.
Итоги разведки
В итоге буквально с километра пути было накопано примерно 60 кг костылей, и это при том, что это была лишь разведка. Если подойти к делу основательно, думаю, с такого расстояния можно было бы собрать вдвое больше.
В одном просвете у исчезнувшей УЖД я нашел короткий отрезок рельса — видимо, эту часть когда-то заменили, а старую просто выбросили неподалеку. В общем, место перспективное, металл здесь есть.
Планы на будущее
Пройдясь по краям УЖД и немного углубившись в лес, я нашел и другой металл. К сожалению, время было ограничено, да и вывозить серьезный груз по такой дороге на УАЗике рискованно: можно запросто получить трещины в балках или даже порвать их. Теперь стоит задача найти сюда путь по обычной лесной дороге, без «лесовозного асфальта».
Читайте также:
- Польза от лопаты в походе \ Брать, или нет?
- Путешествие в раскольничий скит ?\ Есть находки?
- Путь до исчезнувшего скита \ Гагарин в лесу и Миша \ Монеты на дороге
Большое спасибо, что дочитали до конца. Буду вам очень признателен, если вы поставите лайк данной статье и поделитесь ей в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей слева), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
