Поздравляю всех с наступившим 2025 годом! Желаю, чтобы этот год принес каждому благополучие, спокойствие и радость.

Для меня этот Новый год стал уже четвертым, который я встречаю на Чукотке. В конце декабря 2021 года я приехал сюда работать на Билибинскую атомную станцию. Время от времени я делюсь своими наблюдениями о жизни в этом некогда «самом дорогом городе страны», затерянном почти на краю света. Длинные праздничные каникулы и полярная ночь — отличный повод, чтобы снова взяться за перо и продолжить свою «Хронику».

Как встречает 2025 год наш островок цивилизации среди лесотундры?
Начну с положительных изменений. Наконец-то в городе появились нормальные бетонные улицы. Еще в 2021 году хорошее дорожное покрытие было редкостью. Старый советский бетон давно разрушился, и многие улицы больше напоминали проселочные дороги. В условиях тундры это означало непролазную грязь в дождь и облака пыли в сухую погоду. Местный грунт рассыпается, как пудра, и по шлейфу пыли можно было отследить движение любого автомобиля далеко за пределами города.

В Билибино две главные улицы протяженностью около двух километров каждая — Курчатова и Октябрьская. Они идут параллельно, образуя своеобразный овал. За последние три года этот овал постепенно залили бетоном. Процесс шел не без сложностей: на первый участок улицы Курчатова ушло целых два года. Первый слой бетона не выдержал суровых условий и потрескался, его пришлось переделывать. Асфальт в наших широтах не приживается из-за экстремальных перепадов температур и вечной мерзлоты, которая летом оттаивает и превращает все в болото. Поэтому только бетон может стать надежной основой.

В 2024 году залили самый длинный участок — улицу Октябрьскую. Лето выдалось непростым: ливни, паводки, холод и даже любители ночных поездок на квадроциклах по еще не застывшему бетону.
Помимо дорог, появились новые тротуары на набережных. Оба склона теперь забетонированы, иначе первый же сильный дождь легко размывает насыпь.

Брусчатка на Октябрьской у Сбербанка. Весна 2022 года.

Как было раньше и как стало сейчас.
Город постепенно благоустраивается. Появилась спортивная площадка в антенном поле, детская площадка в центре у фонтана, обновили некоторые дворовые спортплощадки. На месте бывшего бассейна «Нептун» создали общественное пространство с легкоатлетическим парком.

Отремонтировали набережную у городских ворот.
На антенном поле обещают в скором времени открыть парк. Уже забили сваи для экологической тропы и площадки.
Продовольствие: от дефицита к относительной стабильности
Одно из самых значимых событий — открытие птицефабрики. Дефицитные раньше яйца теперь есть во всех магазинах, а их цена упала в 2-3 раза.

Пожалуй, это самый эффективный и позитивный шаг нового губернатора Чукотки за все время его работы. Птицефабрику построила золотодобывающая компания «Шайн», принадлежащая Шамилю Гаджиеву.

Раньше прибытие партии яиц вызывало настоящий ажиотаж и длинные очереди. Мне самому довелось постоять в такой очереди в канун одного из Новых годов. Яйца доставляли самолетами из Магадана, Анадыря или Хабаровска. Ситуация начала меняться после скандала, когда попытались ввести продажу дефицитного товара по паспортам.
Кроме того, в государственных магазинах БТК теперь регулярно появляется картофель по субсидированным ценам. Раньше он бывал, но часто подмерзшим. Видимо, в городе наконец-то построили (или переоборудовали) овощехранилище. С другими овощами все еще сложно. Местный тепличный комплекс «Росинка» мало помогает — его мощностей едва хватает, чтобы обеспечить работников предприятий и соцучреждений. На полках магазинов овощи встречаются редко, а если и появляются, то по заоблачным ценам.
Кстати, те самые билибинские цены когда-то шокировали всю страну. Представляю вам их новогоднее обновление.

Вкусный чай...(с)

Прошу прощения за качество фото. Средняя цена за килограмм колбасы — 2000 рублей.

Зачем грустить, если можно пить воду...
Связь, жилье и транспорт: жизнь в изоляции
В сфере интернета тоже есть небольшой прогресс. В Анадырь по морю проложили оптоволоконный кабель, немного расширили пропускную способность спутниковых каналов, что дало небольшой прирост скорости. Пока не заблокировали YouTube, в центре города уже можно было смотреть видео через мобильный интернет. Появилось несколько новых точек с бесплатным Wi-Fi, одна из них — в отапливаемом помещении общего пользования на «Почте России». Основной канал связи и обмена информацией для многих — WhatsApp. Там же покупают, продают и узнают новости. Для других задач трафика все еще не хватает.

Постепенно уходит в прошлое эпоха деревянных домов-казарм. Дом, в котором я жил первый год, уже расселили. Заброшенные военные казармы по соседству снесли. Всего в городе около десяти таких домов, но все они в разной степени износа. Сами по себе дома были хорошими, с просторными планировками, но всему свое время, особенно в условиях вечной мерзлоты. Их либо нужно капитально реконструировать, заменяя все коммуникации, либо переселять людей в современные бетонные здания.

Строительство «Голубого города» началось летом 2023 года.
Найти жилье в городе стало немного проще. Кризис 2021 года, когда в город нахлынули вахтовики и их селили по 10 человек в квартиру, постепенно сошел на нет. На окраине построили вахтовый поселок с синими модульными домами, теплыми переходами, своей столовой и парком служебных пикапов. Цены на аренду не сильно упали, но варианты теперь есть.

Ан-26 в аэропорту Кепервеем. Переделан из грузового в пассажирский.
Транспортная доступность — отдельная история. Перелет из ближайшего крупного города, Магадана, стоит 38 000 рублей. Это полет на старом Ан-24 авиакомпании «ИрАэро» 1990 года выпуска, под грохот двигателей, с вафлями в картонной коробке. Если повезет, можно поймать билет авиакомпании «Аврора» («Камчатские авиалинии») за 6800 рублей, но они летают реже (дважды в неделю) на менее вместительных Ан-26. Билеты на эти рейсы разлетаются мгновенно. Помимо общих федеральных субсидий, есть региональные льготные тарифы (около 15 000 рублей вместо 38 000), но они продаются по квоте и только в одной кассе.
Есть и экзотические маршруты через Анадырь или Певек, но летать по Чукотке сложно. Рейсы «ЧукотАвиа» нечастые, погода в прибрежных аэропортах непредсказуема, и рейс легко могут отложить или отменить. Билет до Певека стоит около 7500 рублей, летают 1-2 раза в месяц. До Анадыря — 17 000 рублей, раз в неделю летом и реже в другое время года. Зимой можно застрять в Анадыре или Певеке на неделю-другую из-за метелей.
На Чукотке почти нет дорог в привычном понимании. В основном это зимники.

Есть грунтовая дорога до речного порта Анюйск, строится дорога до Певека. В прошлом году построили четыре капитальных моста через реки, которые часто меняют русло. Но доставка грузов с «большой земли» по-прежнему проблематична, особенно в межсезонье.

Можно попробовать проехать на такой технике, но это своего рода лотерея.
Цены, логистика и быт
Около пяти лет назад Билибино называли «самым дорогим городом России». Затем ввели контроль цен на основные товары в госмагазинах, приравняв их к ценам в Анадыре. Так что теперь мы не первые, но это слабое утешение. Спасает то, что если компания вас обеспечивает, то в магазин ходить почти не нужно. Мы с женой работаем на АЭС и питаемся в столовой, где есть даже фрукты и овощи. В 90-е годы, когда нарушились северные поставки, именно станционная столовая помогала выжить работникам и их семьям.
Когда дело доходит до непродовольственных товаров, на помощь приходят Ozon и AliExpress. От них зависит вся Чукотка, потому что местные цены астрономические. В результате в пунктах выдачи в Анадыре — безумные очереди. У нас в Билибино пункта самовывоза нет, все получаем через «Почту России». Сроки доставки — месяц и больше, товар может прийти поврежденным. Логистика хромает: наш грунтовый аэропорт принимает в основном грузовые Ан-12, которых осталось мало. Авария с одним из таких самолетов пару лет назад вызвала сбой и задержала посылки на полгода.
Если покупаете что-то крупное, вроде мебели или техники, готовьтесь к серьезным тратам. Стиральная машина приличной марки стоит несколько сотен тысяч. Дешевле только малоизвестные бренды.

Поэтому здесь хорошо развит рынок б/у техники. Можно купить импортную стиральную машину хорошей марки дешевле 100 000, но никто не гарантирует, что она не сломается через неделю.
Досуг, инфраструктура и вызовы
В городе есть две спортивные площадки и бассейн. В спорткомплексе «Луч» — крытый каток, коньки в аренду за 200 рублей. Час плавания в бассейне стоит 300 рублей.


Вид не совсем с этого ракурса и не с земли, но примерно такой...
Панорама белых сопок и улицы Мандрикова с верхних этажей сталинского дома впечатляет, особенно в марте. В бассейне есть сауна, которой летом, во время плановых отключений горячей воды, можно было пользоваться бесплатно. Рядом с бассейном — небольшой тренажерный зал. Обещают построить недалеко от города, на горе «Орбита», горнолыжную трассу.
По городу несколько раз в день курсируют бесплатные автобусы — желтые городские и белые от АЭС. Обновили автобусное сообщение с аэропортом и поселком Кепервеем. Золотодобытчики подарили новый автобус КАВЗ, но при этом подорожал проезд.

Школьные автобусы используют как обычные пассажирские. Радует, что у них есть выдвижная ступенька.
Помимо общественного транспорта, в городе работают две службы такси, но цены выросли примерно на треть из-за износа машин на плохих дорогах и дороговизны запчастей.
Работают кафе, в основном семейного формата и без алкоголя. Помимо государственной хлебопекарни и гастронома, открылась частная пекарня и магазин. Обрадовало, что сохранили и вновь открыли пустовавший магазин в центре города — «Склад Шехова», теперь он называется «Теремок».

С лекарствами проблем нет, но в больнице постоянная текучка кадров. Конечно, помощь окажут в любое время, при необходимости сделают рентген и операцию, но в сложных случаях стараются отправить пациента на «большую землю» или в Анадырь. Даже рожениц.


Музыкальная школа. Отдельное здание, что редкость для Чукотки. Для сравнения: прокуратура и суд расположены в подъезде жилого дома, а музыкальная школа и центр допобразования — в своих зданиях.
В сфере культуры продолжают работать музыкальная школа, центр дополнительного образования, клуб юных техников и национальный клуб.
В городе проложили две новые линии электропередач от Певека, заменили старые провода на деревянных опорах.
Проблемы и угрозы
Из минусов: недавнее наводнение разрушило два живописных пешеходных моста (Билибино иногда называют «Чукотской Венецией») и недавно отремонтированный спортзал «Горняк». Один мост обещали восстановить, но работы еще не начались.
Вывод из эксплуатации Билибинской АЭС неизбежен. Уже построен и, кажется, даже запущен мазутный энергоцентр, но, по слухам, он не сможет обеспечить теплом весь город, поэтому некоторые окраинные улицы планируют расселять. Недавние аварии в системе ЖКХ показывают, что проблема требует решения.
Город пытается найти баланс между борьбой с бродячими собаками и появлением диких животных. После отлова собак летом в город и окрестности стало заходить больше медведей, а этой зимой вернулись волки. Осенью 2023 года медведь пробежал по центру города, летом 2024-го раскопал кладбище. Этой зимой волки зашли в военный городок и загрызли собаку. Если медведи — постоянная угроза, то волков здесь обычно не видят. Надеюсь, охотники справятся с этой проблемой.
Вместо заключения: город жив
Вопреки всем опасениям, Билибино продолжает жить. Благоустраиваются улицы, сносятся аварийные дома, на их месте появляются склады и гаражи. Город не пустеет. На смену уехавшим приходят новые люди, и это радует. Многие не планируют отсюда уезжать. Есть и вахтовики, но мы не считаем их местным населением. Если их учесть, то демографическая картина даже позитивная, но у этого явления есть обратная сторона.
Вахтовику не нужно платить северные надбавки, помогать его семье, и он часто не чувствует ответственности за место, где временно работает. Он знает, что скоро уедет. От таких работников редко можно ожидать энтузиазма и заботы о долгосрочном результате. Часто они делают работу спустя рукава, и последствия проявляются позже: трубы лопаются в -40°C, оставляя людей без тепла, или обшивка здания срывается первым же штормом. Конечно, потом прилетает новая смена и начинает чинить, но к тому времени ущерб уже нанесен. В этом и заключается главная проблема вахтового метода. Ни в коем случае не хочу обидеть всех вахтовиков и добросовестные подрядные организации, но факты — вещь упрямая.

Вот такая она, жизнь на краю земли...
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Человек на Чукотке. Как живет "самый дорогой город России" сегодня?.
