Наш плацкарт — не худший вариант: что предлагают пассажирам в других странах

Часто мы жалуемся на отечественный плацкарт, но на самом деле, по современным меркам, он может дать фору многим спальным вагонам по всему миру. Особенно это заметно, если взглянуть на то, как путешествуют на востоке.

За последние годы российский плацкарт стал гораздо комфортнее. Теперь в таких вагонах можно встретить кондиционеры, биотуалеты, розетки для зарядки устройств, а в последнее время даже начали устанавливать индивидуальные светильники для каждого пассажира.

Хуже плацкарта только общий вагон

Прежде чем перейти к поездам Китая и Индии, стоит вспомнить, что и в России существуют вагоны с условиями похуже плацкартных.

Многие уже не помнят, но раньше были распространены так называемые общие вагоны. Они пользовались популярностью в советское время и в 90-е годы, а сейчас встречаются всё реже. Обычно они бывают двух типов.

Чаще всего можно увидеть общий вагон на базе плацкарта. В него продаётся 81 билет, то есть в каждом отсеке размещается по 9 человек. При полной загрузке на нижней полке сидят двое, а ещё один человек устраивается сверху.

Проводники в таких вагонах обычно не следят за тем, чтобы пассажиры занимали именно свои места, указанные в билетах. Поэтому люди выстраиваются у входа задолго до отправления, чтобы успеть занять верхнюю полку — она хоть как-то позволяет прилечь. Бельё и матрасы в общих вагонах не предусмотрены.

Иногда общие вагоны делают на базе старых купейных или СВ. В каждое купе продаётся по шесть мест. Пассажиры сидят лицом друг к другу, но зато у них есть возможность выйти в коридор и постоять у окна. Я сам ездил в таком вагоне года три назад — скажу честно, впечатления не самые приятные.

Ещё одним вариантом, который считается менее комфортным, чем плацкарт, является сидячий вагон. Правда, здесь тоже есть различия: речь идёт о старых вагонах с кожаными креслами, которые можно встретить как в поездах дальнего следования, так и в пригородных электричках.

Честно говоря, мне эти кресла нравятся даже больше, чем места в «Сапсане» или «Ласточке». Они просторные, кожаные, хорошо откидываются. Проблема в другом: такие вагоны редко проходят капитальный ремонт, поэтому в них обычно нет кондиционеров и биотуалетов, да и ставят их в самые неудобные рейсы.

В Китае и Индии условия ещё суровее

Мы часто слышим о современных капсульных вагонах в китайских скоростных поездах. Но на деле такой роскошный поезд — скорее исключение. Большинство же китайских плацкартов выглядят вот так:

Это три яруса полок, расположенных друг над другом. Удобно устроиться здесь вряд ли получится. Зато вместо наших боковых мест здесь есть откидные сиденья и столики у окон, которые может занять любой желающий.

На мой взгляд, наш плацкарт всё-таки удобнее. Но всё познаётся в сравнении: китайский вариант — просто верх комфорта по сравнению с индийским.

В индийском плацкарте в каждом отсеке расположено три полки друг над другом и две сбоку. Причём третья полка здесь — не багажная, а тоже спальная. Бывают вагоны и с двумя ярусами. Розеток много, а вот кондиционеров нет — вместо них к потолку прикреплены вентиляторы.

Мне кажется, даже старый российский плацкарт выглядит предпочтительнее.

А вы согласились бы прокатиться в индийском или китайском аналоге плацкарта?