Сегодня международный день Альпинизма

Жак Бальма показывает Орасу Бенедикту де Соссюру путь к вершине Монблана, скульптура в Шамони.

8 августа 1876 года впервые кто-то ступил на Монблан, самую высокую вершину Альп. С тех пор этот день стал официальной датой празднования Дня альпинизма.

Монблан – Белая гора, Италия. Монте, монте – гора, белый – белый. Название восходит к белым ледникам и снегу, покрывающим склоны гор. Площадь ледника превышает 200 (двести) квадратных километров.

История этого фестиваля – это история амбиций и мечтаний.

20-летний учёный-генетик Орас Бенедикт де Соссюр (17 февраля 1740, Конш, Швейцария — 22 января 1799, Женева) на восхождение в Альпы вдохновился высочайшей вершиной — Монбланом. Разочарованный неудачной попыткой восхождения, он вдохновил десятки искателей приключений на исследования, пообещав награду первому, кто покорит гору.

Первыми дорогу в долину Шамони открыла пара английских путешественников Ричард и Уиндем Покок, но их восхождение оказалось неудачным. Следуя по их пути, на вершину Монблана добрались швейцарцы: доктор Мишель Габриэль Паккард и его проводник, охотник Жак Бальма. 8 августа 1786 года вершина была успешно достигнута.

Орас Бенедикт де Соссюр.

Мишель-Габриэль Паккард — врач со страстью к науке. Родившийся в 1757 году в семье нотариуса Шамони, он изучал медицину в Турине, а затем начал работать врачом в Шамони. Среди жителей родного города он был одним из самых уважаемых и образованных людей.

Однако возможность подняться на Монблан и измерить высоту вершины дала Паккарду признание не только в масштабах Шамони, но и на общеевропейском уровне.

Здесь стоит отметить, что Паккард много лет находился в тесном контакте с де Соссюром перед восхождением на Монблан: он присылал ему различные измерения, сообщая о геологических и ботанических открытиях, сделанных во время попытки восхождения. До своего исторического первовосхождения на Монблан Паккард предпринял две неудачные попытки: в 1783 году с Марком Теодором Бурри и в 1784 году вместе с Пьером де Пальма.

Портрет Мишеля-Габриэля Паккарда в виде медальона, Баклер д'Альб, 1788 год.

Второй альпинист Монблана, Жак Бальма, родился в 1762 году в маленькой деревне в 1,5 милях от Шамони. Он бедный фермер, который работает на полях своего отца и добывает в горах ценные минералы, чтобы хоть как-то улучшить свое скудное финансовое положение. Его мотивы стать первым, кто достиг вершины Монблана, совершенно отличались от мотивов Паккарда — Барма привлекал обещание денежного вознаграждения, шанс получить известность и стать горным гидом, привлекая богатых туристов.

Портрет Жака Бальме на медали, Баклер д'Альбе, 1788 год.

8 августа 1786 года Паккард и Бальма поднялись на Монблан из Шамони по маршруту ледника Боссон. Они сделали это без использования веревок, взяв с собой только тяжелые трекинговые палки и исследовательское оборудование, в том числе хрупкий, но тяжелый барометр в длинном деревянном ящике. Чтобы добраться до вершины, потребовалось 14,5 часов. По пути альпинисты должны подняться по склону крутизной 40 градусов без кошек. Барма провел 35 минут на холодной вершине горы, проводя измерения.

Маршрут на Монблан, сфотографированный Мишелем Габриэлем Паккаром и Жаком Бальма 8 августа 1786 года

Однако упоминания имени Паккарда исчезнут из этой невероятной двухвековой истории восхождений на Монблан. Как читатели могут задавать вопросы.

Через год после того, как Паккард и Бальм поднялись на Монблан, на вершину Монблана поднялся сам Соссюр, 47 лет, учёный, признанный в то время во всей Европе. Он организовал полноценную экспедицию с 18 гидами и пригласил Жака Бальма возглавить ее.

Орас Бенедикт де Соссюр родился на Монблане (Кристиан фон Мехель) в 1787 году)

Многие важные научные измерения были проведены во время масштабной экспедиции де Соссюра, отодвинув на второй план первовосхождение Паккарда и его скромные исследовательские усилия – во всей Европе обсуждалась только эта попытка.

Наблюдения Паккарда были неточными и измерения, сделанные им с помощью барометра на вершине Монблана, были очень неточными, и если в масштабах Шамони Паккард считался учёным и уважаемым человеком, то никаких преимуществ на мировой арене он не имеет.

Обратите внимание: Чернобыль сегодня. Что там сейчас происходит.

Он может добиться признания. Де Соссюр провел на вершине горы 4 часа, против «ужасных» 35 минут Паккарда, и более точно определил высоту Монблана, с ошибкой всего в 35 метров. Полученное значение на вершине горы составило 4845 () позже уточнено до 4775). Значение, измеренное с помощью барометра Паккарда на вершине горы, достигло 5218 (позже было изменено на 4738).

На рисунке Берри, опубликованном в книге Соссюра, показан маршрут экспедиции учёного 1796 года.

Паккард не написал историю своего восхождения, хотя объявил о публикации о своей попытке восхождения. Было напечатано и разослано несколько экземпляров, но книга так и не была издана. Все, что осталось, — это дневник Паккарда и автобиография Бальмата «Первое восхождение на Монблан.

Позже другие завоеватели дадут более подробные описания своих восхождений на Монблан.

Жак Бальма ведет слепого Мишеля-Габриэля Паккарда по Монблану, иллюстрация Коппена, работы Александра Дюма

Вымысел, а не реальная история.

После своего невероятного успеха Жак Бальмат поделился своими мыслями о восхождении на Монблан слева и справа, с течением времени получая все больше и больше новых подробностей, принижая характер своего товарища Паккарда.

Вишенкой на торте стал разговор с Дюма. В 1832 году, когда 31-летний Александр Дюма путешествовал по Альпам, он уже был известным драматургом. Он пригласил Бальму пообедать с ним. После пышного застолья старый экскурсовод (Барме было уже 70 лет) в то время) 3 года) рассказал Александру Дюма историю своего первого покорения вершины Монблана (на момент этого разговора Паккард был мертв уже пять лет), и именно эту историю Дюма описывает в своем Книга «Потрясающий успех «Впечатлений от швейцарского путешествия» и ее публикация на долгие годы принесли Бальматеру репутацию первооткрывателя Montblanc.

Жак Бальма. Картина Баклера д'Альбе, 1787 год

Имя восстановлено.

Филипп Жутар — французский писатель, который пытается восстановить правдивую историю. Он профессор и историк, опубликовавший «Изобретение Монблана» в 1986 году, через 200 лет после первого восхождения на Монблан. «Паккард был непопулярен, — писал он, — а Бальма-Соссюр были прекрасным примером для гидов Шамони и иностранных клиентов». Он добавил: «Во второй половине 20-го века этот пример настолько устарел, что Паккард больше не появляется» вообще в энциклопедии Гранд Ларусса, точно так же, как Бальматт в одиночку поднялся на Монблан и лишь кратко упоминался в издании 1960 года».

Сегодня имя Мишеля-Габриэля Паккарда известно практически каждому, кто интересуется альпинизмом. Памятник Паккарду в Шамони был установлен лишь в 1986 году, спустя столетия после установки памятников Жаку Бальма и Орасу Бенедикту де Соссюру (1887 г).

Одинокая скульптура Паккарда смотрит в сторону Монблана.

Спустя столетия трудно полностью понять правду. Однако за более чем 200-летнюю историю альпинизма многое осталось прежним: недоступные горы и, казалось бы, непреодолимые маршруты по-прежнему привлекают смелых и отчаявшихся. Их путь к вершине не только пересекает осыпные склоны, ледники и замысловатые скалы, он также требует амбиций и исследовательских интересов, стремления к признанию и желания оставаться в тени, доверия и конкуренции, взаимного уважения и интриг. Но несмотря ни на что, окончательное решение всегда принимается сверху.

Монблан.

Я хотел бы закончить замечательным выступлением Эрика Шиптона, выдающегося британского альпиниста, об экспедиции в Гималаи, Каракорум, Китайский Памир и Патагонию.

«Это был удивительный подвиг мужества и решимости, один из величайших в истории альпинизма. Люди, совершившие его, оказались не только на неизведанной территории, но и на маршруте, который считался непроходимым."

p.s. Не забудьте поздравить своих друзей-альпинистов.

Альпинизм История (Наука) Праздники Альпы Интересные люди Гора Длинные столбы 0

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Сегодня международный день Альпинизма.