Первые шаги спиннинга в России: трудности становления нового метода ловли

Спиннинг, как особый способ ловли хищной рыбы, зародился в Англии примерно в середине XIX столетия. Интересно, что первая мультипликаторная катушка была изобретена там же, но ещё в конце XVIII века. Однако до тех самых забросов, к которым мы привыкли сегодня, когда леска сходит со шпули под весом и инерцией летящей приманки, было ещё очень далеко. Первые рыболовы, использовавшие вращающиеся приманки, применяли катушку исключительно для вываживания и подмотки лески, но не для заброса. Техника выглядела так: леску аккуратно укладывали кольцами у ног, затем совершали бросок удилищем, и уже увлекаемая приманкой, она проходила через пропускные кольца. Лишь на рубеже XIX и XX веков появились снасти, которые позволяли забрасывать относительно лёгкие приманки непосредственно с катушки. О том, как этот метод, называвшийся тогда «уженьем верчением», пробивал себе дорогу в России, красноречиво рассказывает книга Ивана Николаевича Комарова «Рыбная ловля», изданная в 1913 году.

«Когда ты станешь спиннингистом, не оставь этого занятия до конца своих дней, ибо нет большей радости, чем ловить рыбу спиннингом». Эти слова принадлежат Феопемпту Кунилову и взяты из его «Двенадцати заповедей спиннингиста», опубликованных в вятском журнале «Рыбак-Охотник» в 1914 году.

Новшество, встреченное с недоверием

Этот динамичный способ охоты на хищников с использованием искусственных приманок или мёртвой рыбки, давно получивший признание в Европе и Америке, с огромным трудом приживался в России. Даже в столицах и крупных городах о нём знали немногие, что уж говорить о провинции, где спиннинг был известен в основном по слухам и редким упоминаниям в печати.

Зачастую от провинциальных рыболовов можно было услышать резко негативные отзывы. Они считали спиннинговую ловлю не более чем мошеннической выдумкой, выгодной лишь владельцам рыболовных магазинов, стремящихся выманить деньги у доверчивых любителей, соблазнившихся «заморскими диковинками».

Впрочем, не стоит слишком строго судить этих скептиков за поспешность и категоричность их выводов. Если вникнуть в обстоятельства, при которых они впервые сталкивались со спиннингом, их реакция становится вполне объяснимой.

Почему первые опыты часто заканчивались разочарованием

Попробую в общих чертах описать типичную ситуацию того времени. О ловле «верчением» провинциал узнавал из случайных разговоров или скупых заметок в немногочисленных рыболовных изданиях. Заинтересовавшись перспективой ловить без возни с наживкой, червями или капризными живцами, да ещё и в постоянном движении, а не в сидячей засаде, он обращался к прайс-листам столичных торговцев. И здесь его почти неизбежно подстерегала неудача.

Дело в том, что большинство продавцов, движимых желанием сбыть как можно больше товара, без зазрения совести рекламировали для спиннинговой ловли снасти, которые для неё совершенно не подходили, но стоили дешевле специализированных.

В любом таком прейскуранте, в разделе удилищ, можно было встретить примерно следующее:

«Английское удилище из гикори, вершинка из лансвуда, две части, длина 8 футов, с кольцами и катушкодержателем. Для крупной рыбы, а также для спиннинга».

А в отделе катушек значилось:

«Катушки деревянные, с подвижным тормозом. Для ловли крупной рыбы, для «дорожки» и «спиннинга».

Естественно, рыболов, стремящийся сэкономить, выбирал именно такую, якобы универсальную снасть, тратя на неё немалые по тем временам 15 рублей (вместе с леской, поводком и парой блёсен). И тут начинались его мытарства. Удилище оказывалось оснащённым простыми проволочными кольцами-змейками или даже медными, которые протирали леску быстрее, чем новичок успевал освоить азы заброса.

Если же кольца были стальными, они не так быстро изнашивали шнур, но сама проволока губительно действовала на шёлковые обмотки, которыми эти кольца крепились к бланку. А леска, в свою очередь, быстро протачивала в таких кольцах глубокие борозды, после чего износ только ускорялся.

Проблема с катушками и приманками

С катушками ситуация была не лучше. Обычная деревянная или простая металлическая инерционная катушка, не предназначенная для заброса лёгких приманок, не могла дать удовлетворительного результата. Даже опытный спиннингист с таким снаряжением вряд ли мог забросить приманку дальше 20-25 метров, да и то лишь с чрезмерно тяжёлым грузом, который сводил на нет всю изящность и эффективность метода.

Какой бы терпеливый ни был владелец такого «суррогатного» спиннинга, рано или поздно он либо вовсе отказывался от бесполезной затеи, либо начинал использовать приобретённую снасть для более традиционных способов ловли — например, для ловли щуки на живца с поплавком, для «дорожки» (троллинга) или для донной рыбалки.

Блёсны, которые предлагались российским рыболовам, были почти исключительно иностранного производства. Ассортимент поражал разнообразием форм, расцветок, размеров и типов игры. Однако далеко не все зарубежные приманки оказывались уловистыми в наших водоёмах. Для грамотного выбора требовался огромный практический опыт, глубокое знание повадок рыбы и особенностей местных рек и озёр.

К сожалению, большинство столичных торговцев не только плохо разбирались в тонкостях спиннинговой ловли, но зачастую и вовсе никогда не держали удочку в руках на реальной рыбалке.

Трагикомичные последствия невежества

Такое плачевное положение дел тяжело сказывалось на новичках, особенно из провинции. Не имея возможности лично оценить товар и будучи сбиты с толку неграмотно составленными прайсами, они получали либо откровенные немецкие подделки низкого качества, либо снасти (особенно блёсны), совершенно непригодные для условий их родных водоёмов.

В погоне за экзотикой магазины завозили из-за границы снасти, предназначенные исключительно для морской рыбалки на больших глубинах — например, светящиеся блёсны или тяжёлые морские грузила. Невежественные приказчики с уверенностью впаривали эти «новинки» дачникам, проводившим лето на берегах скромной подмосковной Яузы.

В результате иногда можно было наблюдать поистине курьёзные картины: в тихой заводи у нависшего над водой куста ивы торчал шест, а на нём, в качестве «приманки», на небольшой глубине безмятежно висела… светящаяся морская блесна!

Зрелище это было одновременно и смешным, словно сценка из сказок о пошехонцах, и грустным. Становилось ясно, что российский рыболовный спорт в его современном понимании топчется на месте, недалеко уйдя от примитивной ветки с загнутым гвоздём и пивной пробкой.

(по изданию: Н. Комаров, Рыбалка. Сборник руководящих статей и рассказов. Издание Торгового дома «С. А. Малиновский», Москва, 1913)

СпиннингРыбалкаДлинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Уженье рыбы верчением.