Приветствую вас, товарищи.
Я давно не публиковал в Пикабу свои путевые заметки из Абхазии. Я живу и путешествую здесь уже 3 года.
Этот рассказ о ловле форели в самом проблемном районе Апсны, Кодорском ущелье.
На моем основном канале его перечитали более десяти тысяч раз. Подписчики поняли.
Впечатлений будет много, как и текста, а чтобы не было перегрузки, разделю рассказ на две части.
Так что устраивайтесь поудобнее, запасайтесь попкорном, поехали.
С самого начала моего пребывания в Абхазии, с августа 2020 года, я слышал много противоречивых мнений об этом регионе.
Но я не привык руководствоваться чужим мнением.
Для начала, проанализировав гигабайты информации, я собрал для себя небольшую историческую справку, так сказать сводку по предыдущим 150 сериям.
Сам по себе район Кодорского ущелья (КУ) представляет собой около 1300 квадратных километров девственных лесов, рек, озер и высоких гор ниже 4000 метров.
Отсюда вытекают реки Сакен и Клыч, слияние которых фактически образует Кодор, самую полноводную реку Абхазии.
Эта территория составляет около 27% всей республики, и на ней проживает около двухсот человек. И это не абхазы. Вернее, там живут абхазы, но их не более 2-3% процентов.
Речь идет о лебедях. Основная часть населения проживает в грузинской Сванетии. Но в конце XIX века их переселили в Кодорское ущелье, в места, где раньше жили абхазы, не пожелавшие принять христианство и русское подданство и бежавшие в Турцию.
В результате до абхазо-грузинской войны лебеди мирно уживались с абхазами на этой благодатной земле, занимаясь земледелием, пася скот и заготавливая леса. В то время через КУ пролегал популярный туристический маршрут. Из Северного приюта в КЧР туристы переходили Клухорский перевал в Южный приют, а оттуда спускались к морю по Военно-Сухумской дороге.
Но все это благополучие рухнуло с началом абхазо-грузинского конфликта. Пятитысячное сванское население Кодора поддержало грузин. Что было, в принципе, закономерным явлением, ведь большинство лебедей проживало на территории Грузии, в грузинской Сванетии.
Большинство из них присоединились к местному сванскому ополчению, самым многочисленным из которых был отряд Монадире под командованием Эмзара Квициани.
После поражения в войне, в 1993 году, в ущелье укрылась большая группа грузин. Высокие горы и узкое узкое место в виде туннеля делали его неприступной крепостью.
В 2006 году Саакашвили распорядился разместить в Кодорском ущелье правительство и парламент Автономной Республики Абхазия (входит в состав Грузии).
Правительство Автономной Республики Абхазия находится в селе Чхалта, а Верховный Совет - в селе Ажара.
27 сентября 2006 года указом Саакашвили верхняя часть Кодорского ущелья была переименована в Верхнюю Абхазию.
8 августа 2008 г абхазские войска начали наступление на грузинскую группировку, вынудив ее отступить вглубь Грузии.
В ходе операции по освобождению Кодорского ущелья абхазы разбомбили крупный склад натовского оружия.
В результате в свободном доступе оказалось огромное количество боеприпасов. Сколько оружия сейчас спрятано в схронах по всему Кодору, точно неизвестно, но все равно немало.
Вместе с отступающими грузинами ущелье покинуло почти все сванское население.
Позже часть хвостов вернулась в свои дома, но сегодня их количество не превышает двухсот человек.
Сегодня территория Кодорского ущелья является закрытой зоной, въезд в которую возможен только по паспорту, выданному Службой государственной безопасности Абхазии. Но внутри ущелья есть еще две замкнутые краевые зоны. Абхазское пограничное управление контролирует бассейн реки Клыч и выход на Клухорский перевал. Российское пограничное ведомство закрывает границу с Грузией и контролирует верховья реки Сакен.
Вы можете въехать в эти зоны, только получив несколько паспортов в этих пограничных отделениях.
В 2018 году на территории Кодорского ущелья был создан заказник.
В силу этого животных там разводят намеренно. Особенно медведи! Символ России является там абсолютным доминантом и полноправным хозяином. Поэтому надо осторожно пройтись по ущелью и внимательно оглядеться.
В прошлом году наш гид Астик вместе с другом встретил в ущелье одного из топтыгиных.
От желания сжать их покрепче медведя смогли отговорить только два полностью автоматических рожка.
Во-первых, в местных реках никто не ловил рыбу, потому что Хвосты не рыбаки, а охотники. Поэтому в Кодоре много форели, а осенью на нерест приходит черноморский лосось.
И вот, 17 сентября 2022 года, я отправился с тремя своими товарищами в такое "веселое" место на поиски приключений для своей второй 90, а главное, трофейной рыбалки.
И с чего все началось на самом деле. Я прибыл с гостями в Пацхирское ущелье (Ольгинские водопады). Я отправил их на прогулку к водопадам, а о шашлыке, думаю, позабочусь сам.
А на местном гриле уже готовят трое молодых абхазов. Получив место, они пустили меня жарить.
Слово за слово, мы узнавали друг друга. В ходе разговора выяснилось, что у одного из абхазов по имени Астик есть дом в Омаришаре, самом отдаленном сванском селе на реке Клыч.
Фотографии и видео, которые он показал о местных красотах и рыбалке, просто поразили меня!
Буквально за 10 минут мы договорились с ним о совместной поездке в Кодор.
И вот спустя месяц, завершив все заранее запланированные поездки, я отправляюсь в родное Кодорское ущелье за приключениями и славой!
Нашим гидом был Астамур, он же Астик, молодой сотрудник спецслужб, хорошо знающий эти места. Его красочную фигуру в 120 килограммов дополнила американская автоматическая винтовка М4.
Руководителем нашей экспедиции был мой питерский товарищ Леонид, который рассекает «Сигнус», японский аналог 100-го Ленд Крузера.
Другой мой питерский товарищ, шестидесятипятилетний Андрей, специально для этого проекта прилетел в Абхазию.
Ну а я, ваш покорный слуга.
Основная задача экспедиции – поймать рыбу мечты. И я с нетерпением жду, чтобы сказать, что некоторые мечты сбылись.
Вот такая веселая команда собралась ясным сентябрьским утром на резком японском внедорожнике с питерским номером.
Проходы сделаны, багажник джипа усыпан всем необходимым для полноценного отдыха, бак заправлен до отсечки - вперед!
Сразу хочу сказать, что Сухумская военная дорога - самая плохая дорога в Абхазии. Нет, конечно есть глушь и кручи, но они есть в горах или лесах, по ним редко кто ездит, и вот единственная тропа, которая связывает самый большой регион страны с цивилизацией и в таком ужасе. Падение полное!
Но как только вы доберетесь до туннеля, вы поймете, что все то апокалиптическое, что вы видели в Абхазии раньше, на самом деле является постмодерном.
Вот где настоящий мусор.
Обратите внимание: Пустующая без туристов Абхазия. Заброшенные памятники архитектуры доживают свой век на берегу моря.
Тоннель был построен в 1964 году. С момента распада Союза он ни разу не ремонтировался.За последние 5 лет по несущей стене поползла трещина, длиной более 50 метров. С крыши упало несколько блоков, трасса представляет собой полосу препятствий из канав, заполненных водой, где полностью утопает колесо автомобиля.
У Абхазии нет и не предвидится необходимости более двухсот миллионов на ремонт тоннеля. А это значит, что однажды он рухнет. И тогда Кодорское ущелье превратится в каменный мешок, из которого нет выхода.
Вопрос только во времени.
Ощущения, прямо скажем, ужасные. Это своего рода путь в Царство Аида, а не в Республиканский заповедник.
Как только он вышел из туннеля, окружающая красота природы тут же померкла. После такого Армагеддона было как-то не до красоты.
Вскоре после этого он появился на блокпосту службы госбезопасности в Абхазии.
Все прошло быстро и гладко. Майор формально проверил наши паспорта, сравнил наши лица с фотографиями, и вот мы входим в абхазскую Terra Incognito.
Более того, особо ничего не изменилось.
Но после часовни, построенной на месте латской трагедии, горы, река, небо и солнце покрылись легкой пеленой скорби.
14 декабря 1992 года здесь грузинскими боевиками был сбит вертолет Ми-8, перевозивший женщин, стариков и детей из Ткварчалы в Гудауту. 87 невинных душ погибли.
Вечная им память!
Стали попадаться более одинокие, полуразрушенные постройки. Но что-то вроде поселка появилось только примерно через час езды.
Но только похожие. Чхалта, одна из столиц Верхней Абхазии при Саакашвили, сегодня выглядит как декорации постапокалиптического фильма.
Почти все дома заброшены, большое двухэтажное здание бывшей школы разорвано взрывом и изрешечено пулями.
Жизнь утекла из этой деревни с уходом хвостов, и никто не торопится вливать сюда новую жизнь.
Да и как тут жить?
В Чхалте, в райцентре Ажара, в Сакене, в правом и левом Генцвише и других селах и поселках ущелья нет никакой инфраструктуры для жизни. Школы, детские сады, больницы, аптеки, нормальные магазины, всего этого нет. Небольшие склады с продуктами с голоду, конечно, не умрут, но цены при скудном выборе товаров заметно выше, чем на материке.
Какой нормальный человек захочет остановиться в этой резервации?
И хвосты живут. Бедные, грустные, но живут.
У них нет абхазских паспортов, только советские, а также водительских прав, поэтому у них не может быть автомобилей. Нет лечения, лекарств и соответственно пенсии!
Едут лечиться в Грузию.
Да, они сделали свой выбор, променяв цивилизацию на стены отчего дома и Родину, на которой их народ живет каких-то сто пятьдесят лет.
Да, ваш народ окрасился пособничеством грузинским оккупантам.
И куда они пойдут, когда на их дом ворвутся танки и БТР Госсовета Грузии?
Скажите честно, кто из вас посмел бы ринуться в бой с берданкой против танка, тем самым подставив свою семью под удар?
Мне кажется, абхазам давно пора повернуть эту сторону истории и начать новую веху в отношениях с соседями.
Ведь прошло 14 лет.
14 лет под домашним арестом! Ведь чтобы выбраться из ущелья, хвостаты должны сначала получить паспорт в СНБ, а его получают не все и не всегда.
Еще в Советском Союзе депортированные в 1943 году чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы были реабилитированы и возвращены на родину.
Хоть в мир иди - это удел сильных. И кто из этих пенсионеров враг!? Им пора подумать о душе.
Ну да ладно, людей мне, конечно, жалко, но не мое дело, как они хотят здесь дальше жить.
Первая серия моего фильма, посвященная этой части путешествия⬇️
Был вечер. Наконец наш крейсер подкрался к дому Астика.
Чтобы не терять время и успеть хотя бы пару раз закинуть спиннинг, мы сразу отправились на реку Клыч.
5 минут на переобувание и расслабление снаряжения, а потом мы высыпаем на берег Клыча.
И пока я просто шел к пустующему рыбацкому участку, услышал за спиной:
- Первый есть!
Оборачиваюсь, вижу первую форель уже дрожащую на спиннинге Астика.
Думаю, нифига се клюет, первый бросок и готово. Мы должны начать рыбалку немедленно.
Я сделал несколько снимков для видеодневника, потом разворачиваюсь и быстро иду к своему участку.
Прошел метров 70-80, опять слышу голос Астик.
- Ребята, помогите! Помогите мне выловить рыбу!
Да ладно.. Что это за рыба, которую сам не вытащишь!?
Подбегаю к Астику, а там Леня уже держит в руках огромного лосося, длиной почти с мою руку.
Астик почти танцует от радости. По его словам, это его первый лосось за 5 лет ловли на Кодоре. И какой!
Конечно фото, видео, как же без этого. Такой трофей может быть раз в жизни!
Пока мы были такими смелыми, солнце полностью село.
Я еще с десяток раз закинул спиннинговый пыж, но все пошло "по молоку". Астик вытащил еще двух форелей и на этом наш первый рыбацкий день, а точнее час, закончился.
Счет был разгромным. 1 лосось и 3 форели в пользу Астика.
Русская тройка сыграла всухую.
Что ж, у нас еще есть два дня, так что давайте отыграемся.
Ночь окончательно накрыла Кодорское ущелье. Мы медленно поселились в доме Астамура, который раньше принадлежал сванской семье.
Три большие комнаты со старыми кроватями и одиночными лампочками в потолке, вот, пожалуй, и все украшения в нашем только что построенном Кодорском дворце.
Пока ребята разжигали гриль, я колдовал над пойманной рыбой.
Ничего нового придумывать не пришлось. У лосося отрезали голову, хвост и плавники, которые вместе с форелью пошли на ухо.
А остальную тушку разделывали на стейки, которые после маринования запекали в фольге на углях.
Невозможно передать вкус приготовленных мною блюд нормативной русской лексикой, а тем более нестандартной. Мои дети читают меня.
Так что можете себе представить, какая вкуснятина у меня получилась, и это все равно будет очень далеко от реальности.
Ну, конечно, не пить во время такой игры — грех. Но мы не грешные, поэтому пить приходилось не ради питья, а для ухудшения здоровья.
А тут у Лени на днях день рождения случился.
И да, гитара поднята.
И снова у нас нет причин не пить🤣.
В общем, я ложился последним и еще долго сквозь вату сна слышал урчание трактора от храпа Астика, пока усталость окончательно не выключила тумблер энергоснабжения моего воспаленного мозга.
Вторая серия моей кодорской эпопеи⬇️
В общем, товарищи, вашему вниманию представлена первая часть самой крутой рыбалки в моей жизни.
если получится выложу вторую серию.
В нем больше всего сока и красоты.
С наилучшими пожеланиями!
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Кодорское ущелье - Абхазия без абхазов.