За годы рыбалки я успел опробовать несколько электромоторов: два были моими собственными, а еще два я брал у друзей, когда оставался без своего. В личном пользовании у меня были модели Nissamaran (он запечатлен на всех фотографиях) и MotorGuide R3-30. Точную модификацию Nissamaran уже не вспомнить, но по тяговому усилию он был сопоставим с общепризнанным эталоном в этом сегменте — Minn Kota 30 (как, впрочем, и MotorGuide)...
Из одолженных мной поработал с Watersnake и тем самым эталонным Minn Kota 30. Причем Watersnake был самой слабой версией в их линейке, а именно модификацией на 18 фунтов тяги. Все остальные моторы имели мощность в 30 фунтов, что примерно переводится в привычные нам 0,45 лошадиных сил.
Достаточно ли мощности?
Могу вас заверить, что для лодок длиной до 3-3,5 метров такой мощности более чем хватает. Она позволяет двигаться со скоростью около 3-5 км/ч — это идеальный темп для троллинга. Максимальная скорость, как правило, достигается на пятой передаче. Однако я использовал этот режим только для прямых переходов, когда нужно было просто добраться до точки, не занимаясь ловлей. А во время самой рыбалки, особенно при «дорожке», я обычно выставлял вторую или третью скорость и подбирал воблеры, которые стабильно работают на таких невысоких скоростях проводки...
Крамольная правда об аккумуляторах
А теперь поделюсь мыслью, которая, наверняка, покажется крамольной для продавцов электромоторов. Они настоятельно советуют использовать для питания специальные тяговые аккумуляторы глубокого разряда. Логика в этом есть — такие АКБ действительно спокойно переносят полную разрядку. Однако стоят они в два, а то и в четыре раза дороже обычных автомобильных, при этом срок их службы вряд ли значительно больше (я не настаиваю, но сильно подозреваю). А продавцам, конечно, выгодно продать эти батареи по 10-15 тысяч рублей... Для меня такая покупка была неоправданно дорогой.
Поэтому я всегда пользовался самыми обычными автомобильными аккумуляторами. Ставил на машину новую батарею, а старую, еще вполне работоспособную, отправлял на лодку — можно сказать, что питание для моего мотора было практически бесплатным. У меня были АКБ емкостью 90 А·ч (я ездил на грузовом автомобиле). Если планировалась рыбалка на просторах вроде Новоладожского канала, я брал с собой два таких аккумулятора — один основной, второй запасной. А для выездов на локальные озера или, например, на реку Мгу, где я часто рыбачил в низовьях (всего 4 км пути), хватало и одного.
Вы можете смело последовать этому примеру. Даже если в вашей машине стоит батарея всего на 55 А·ч — ведь вам не каждый раз нужно совершать переходы по 10-20 километров. Чаще всего электромотор используется для локальной рыбалки или недолгой прогулки недалеко от берега. Так что одного старого АКБ на 55 А·ч с лихвой хватит на весь выходной день.
Небольшие, но важные улучшения
Позволю себе дать небольшой, но очень полезный совет! Не пожалейте денег и приобретите для своего мотора удлинитель румпеля (рукояти управления) — это невероятно удобный девайс. Он позволит вам не быть «прикованным» к корме лодки и управлять движением с более удобной позиции, например, с центрального сиденья.
Выбор лодки под электромотор
Какую лодку лучше всего выбрать, если вы планируете использовать ее с электромотором? Мой ответ однозначен — плоскодонку! И желательно с надувным днищем высокого давления (айрдеком). Я пробовал ходить с одним из своих моторов на килевой лодке и заметил, что в таком случае аккумулятор садится ощутимо быстрее. Да, я помню, что использовал старые АКБ, но на моей плоскодонке (как на фото) с фанерными сланями они работали дольше. Наличие айрдека значительно улучшает ситуацию, снижая сопротивление воды...
