Когда речь заходит о Великой Отечественной войне, многие сразу вспоминают штрафные батальоны и роты. Однако мало кто знает, что в советской авиации существовали и штрафные эскадрильи. Их история окутана тайной, и некоторые исследователи даже сомневаются, были ли они на самом деле.
Летчики штрафных эскадрилий
Но архивные документы и судьбы конкретных людей доказывают: такие подразделения действительно создавались. Яркий пример — история капитана Григория Потлова, чья карьера неожиданно свернула на штрафной путь.
Чтобы понять, как это произошло, нужно вернуться к истокам. Штрафные авиационные части, как и пехотные, появились после знаменитого сталинского приказа №227 «Ни шагу назад!» летом 1942 года. Их цель была схожей — дать провинившимся военнослужащим шанс искупить свою вину кровью. Предполагалось, что туда попадали те, кто проявил малодушие или невыполнение приказа в бою.
Тонкая грань между ошибкой и трусостью
В пылу сражений и под грузом ответственности командирам порой было сложно отличить реальные боевые трудности от нежелания летчика идти на риск. Решение часто принималось быстро, по горячим следам, и могло быть ошибочным. Именно такая судьба постигла опытного пилота Григория Потлова.
Его путь в небо начался задолго до войны — в 1933 году он окончил летную школу. С первых же дней Великой Отечественной он был на фронте. Сначала на тихоходном, но надежном У-2 (По-2) ночью совершал боевые вылеты, их набралось пятнадцать. Позже, уже на Сталинградском фронте, он сел за штурвал грозного штурмовика Ил-2 и в качестве командира эскадрильи успешно провел девять миссий.
Роковым стал день 14 августа 1942 года. Капитан Потлов вел группу из шести «Илов» на штурмовку. По не до конца ясным причинам задание выполнено не было. По некоторым сведениям, летчики просто не смогли обнаружить цель в заданном квадрате. Сбрасывать смертоносный груз куда попало, рискуя поразить своих или мирных жителей, было бессмысленно и преступно. Потлов принял единственно верное, на его взгляд, решение — вернуться на базу с полным боекомплектом.
Ил -2
Однако командование увидело в этом акт трусости. Командир дивизии полковник Степичев был непреклонен: приказом по армии Потлов был лишен звания капитана и отправлен в штрафную авиаэскадрилью.
Искупление и восстановление
Четыре месяца, проведенные в штрафниках, стали для Григория Алексеевича тяжелым испытанием, но он выдержал его с честью. Он не просто «отбывал номер», а рвался в бой, демонстрируя все свое мастерство и отвагу. За это время он совершил двенадцать боевых вылетов в разных ролях: дважды был ведомым, дважды вел звено и восемь раз — целую группу.
Его новый командир, капитан Забавских, дал ему блестящую характеристику: «Все боевые задания выполнял отлично, в бой идет смело, уверенно и с большим желанием, показывая образцы мужества и отваги. Самолетом Ил-2 овладел в совершенстве... В эскадрилье и в полку пользуется заслуженным боевым авторитетом и любовью всего личного состава».
Такая самоотверженная служба не осталась незамеченной. 24 января 1943 года справедливость восторжествовала: Потлова восстановили в звании, вернули его боевую награду — орден Красного Знамени — и назначили командиром 811-го штурмового авиационного полка.
Потлов Григорий Алексеевич (1906 - 1943) источник фото: https://clck.ru/gebCb
К сожалению, его жизнь трагически оборвалась всего через полгода. 31 июля 1943 года он погиб в небе над Украиной, сражаясь за освобождение ее земель.
Вечная память героям! С Днем Победы!
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Как капитан Григорий Потлов, вернувшись с боевого задания с полной бомбовой нагрузкой, угодил в штрафную эскадрилью.
