Опасные высоты Хурзука: личный опыт полётов и суровые уроки гор

Аул Хурзук расположился к западу от величественного Эльбруса, в живописной долине реки Кубань. Это место долгие годы было излюбленной площадкой для дельтапланеристов. Условия здесь по-настоящему суровые: мощные долинные ветра в нижней части ущелья создают крайне непростые условия для посадки на параплане. Несмотря на это, именно в Хурзуке не раз проводились парапланерные соревнования, причём первая волна популярности пришлась ещё на девяностые годы.

Грозовой урок молодости

Мне как-то рассказывали один поучительный случай, произошедший на одних из таких соревнований, кажется, в 1997 или 1998 году. Над горами нависла угроза грозы, на старте задул нешуточный ветер, и руководитель полётов, следуя правилам безопасности, официально закрыл старт. Все пилоты согласились с этим разумным решением, кроме одного — молодого парня, назовём его Иваном. Ему не было и двадцати, он горел амбициями и не мог смириться с объявленным отменённым днём. РП, человек с ироничным складом ума, заявил, что полёты закрыты для всех, кроме Ивана. И вот, юноша, полный решимости, идёт на старт. В эфире слышно его голос: «На приборе набор +4, +5, +6»... Дальше его уже не слышно — он превращается в крошечную точку под чёрной-чёрной грозовой тучей. Затем происходит серия сложений купола, пилот вводит в действие спасательный парашют, но это не помогает снизиться. Напротив, мощный восходящий поток под грозовым фронтом затягивает его прямо в тучу, и он исчезает из виду. Немедленно начинаются поисково-спасательные работы. Ивана находят живым и невредимым в пятнадцати километрах ниже по ущелью — его подвез к дороге местный житель, на чей огород наш герой и приземлился. После этого происшествия Иван сделал длительную паузу и вернулся к полётам лишь спустя пару лет. Горы безжалостно наказывают тех, кто относится к ним с пренебрежением.

Возвращение в Хурзук спустя годы

Я не бывал в Хурзуке много лет, и вот в июле 2016 года мне наконец удалось туда вернуться. Мы с ростовскими товарищами приехали, чтобы испытать себя в этом легендарном месте. В день приезда, около часа дня, мы поднялись на старт. Нас забросил наверх местный парень по имени Ага. Один из стартов расположен на восточном склоне Кубанского ущелья, над посёлком Учкулан, южнее Хурзука. Перепад высот здесь составляет около 900 метров. Подготовив снаряжение, я стартую первым, направляясь вниз по ущелью, в сторону Карачаевска. За мной следует Борис. Мы начинаем искать восходящие потоки на склонах южной экспозиции над Хурзуком. Они там есть. Я начинаю набирать высоту в первом же потоке, но быстро понимаю, что нахожусь в зоне ротора — области турбулентности, созданной горнодолинным ветром. Решаю лететь дальше на восток, в сторону погранзаставы, в поисках более спокойного потока. Высота потихоньку растёт, но потоки слабые и заканчиваются примерно на уровне старта или чуть выше. Затем я перелетаю речку Хурзук и начинаю уверенный набор на наветренных склонах горы Кепурлибаши.

Мы летим вместе с Борей, набирая высоту над участком сгоревшего леса, всего в 15-50 метрах над склоном. Прямо под нами пробегает стадо кабанов, а следом появляется медведь, которого мы, вероятно, спугнули. Возможно, благодаря нашему появлению, ни один кабан в тот день не пострадал. Высота продолжает расти, и вот мы уже парим над самой вершиной Кепурлибаши. 3500 метров над уровнем моря — и перед нами открывается захватывающий дух вид на двуглавый Эльбрус.

Продолжаем наш маршрут. Пролетаем цирк между Кепурлибаши и Джиринбаши, любуясь с высоты бирюзовыми ледниковыми озёрами, величественным Эльбрусом и всей панорамой Главного Кавказского хребта. Затем идём на посадку и благополучно приземляемся недалеко от нашего лагеря.

Испытание стихией

На следующий день погода изменилась, и полёты стали другими. К нашей компании присоединились ещё два пилота — Дима и Саша. Мы с Дмитрием стартовали рано утром, и нам вскоре пришлось садиться. Правда, мне удалось сесть на склон горы над Хурзуком, где я дождался, когда разгуляется горнодолинный ветер, и смог продолжить полёт. Дмитрий же приземлился внизу в долине и в тот день больше не летал. Я снова поднялся в воздух и повторил вчерашний маршрут.

В небе было очень турбулентно, и параплан постоянно приходилось активно пилотировать, удерживая от сложений. Набирать высоту было тяжелее, ветер разного направления на различных высотах создавал неприятную болтанку, требовавшую постоянной концентрации. Как и в прошлый раз, рельеф был совсем рядом... Мне всё же удалось набрать ту же высоту, что и вчера — 3800 метров над уровнем моря. Вдалеке я заметил облако, растущее над перевалом в Джилысу, своей формой напоминавшее ядерный гриб.

Решил не испытывать судьбу и не продолжать полёт, направившись на посадку. Приземлился в другом месте, чуть выше посёлка. Посадка выдалась непростой: сильный ветер таскал меня по земле, как парус, пришлось изрядно покувыркаться. Затем последовала переправа вброд по пояс через холодный ручей. Александр в это время тоже летел вниз по ущелью, но решил продолжить полёт и получил серию сложений купола на склоне над Учкуланом, после чего тоже отправился на посадку.

Примерно через полтора часа со стороны Эльбруса разразилась гроза — сверкали молнии и раскатывался гром. До нас долетел шквал, который, почему-то, принёс с собой тучи комаров и майских жуков. Мы сидели у костра, жарили шашлык, делились впечатлениями за бокалом вина... Это и есть парапланеризм на Кавказе — смесь адреналина, красоты, трудностей и тёплого товарищества.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Полеты в Хурзуке.