Принудительные аборты после Чернобыля: страх, власть и надежда

«А вдруг ты родишь мутанта? Лося, не глупи! Завтра тебя ждёт врач в поликлинике». Подобные тяжёлые разговоры стали обыденностью в семьях после катастрофы на Чернобыльской АЭС. В ту советскую эпоху многодетность была нормой — семьи спокойно растили по троих, а то и пятерых детей, ведь была стабильная работа и возможность всех прокормить. Яркий пример — молодой город Припять, расположенный всего в полутора километрах от рокового реактора, где до аварии жили и росли 14 000 детей!

Страх перед неизвестным

После чудовищного выброса радиации люди жили в постоянном ужасе от мысли, что могут появиться на свет дети-инвалиды или даже мутанты. Научные данные того времени однозначно говорили: облучение способно вызывать страшные генетические мутации, последствия которых были непредсказуемы.

Жёсткие меры государства

Чтобы предотвратить потенциальную волну рождения тяжелобольных младенцев, власти СССР приняли беспрецедентное решение: в течение двух лет после аварии все беременные женщины из заражённых районов были обязаны делать аборт. Срок беременности не имел никакого значения — медики фиксировали случаи прерывания даже на пятом и шестом месяце, что сегодня кажется немыслимым.

Кроме того, женщин принуждали активно пользоваться средствами контрацепции, чтобы полностью исключить саму возможность беременности в этот опасный период.

Надежда против приказа

Однако, как показала жизнь, процент детей с серьёзными патологиями и мутациями в итоге оказался крайне невысок. Многие женщины, вопреки официальным указаниям, шли на риск и рожали, веря и надеясь, что им удалось избежать губительного воздействия радиации. И, к огромному счастью, их надежды в большинстве случаев оправдались — около 95% таких смелых матерей подарили миру абсолютно здоровых малышей!

Животный мир пострадал сильнее

А вот с животными ситуация сложилась иначе. Процент появления на свет особей с мутациями среди зверей оказался значительно выше. В сёлах, граничащих с чернобыльской зоной отчуждения, на протяжении целого десятилетия периодически встречались случаи уродств и генетических отклонений у домашнего скота и диких животных.

Сегодня статистика говорит, что природа в Зоне постепенно восстанавливается и развивается нормально. Но учёные до сих пор не могут дать гарантий — они не уверены, что через полвека нас не ждёт новая волна скрытых последствий в виде всплеска смертности или мутаций.