Ульяновск: город Ленина, Карамзина, Обломова и волжских просторов

Если поинтересоваться у коренных ульяновцев, почему их город так и не вернул себе историческое имя Симбирск, в ответ чаще всего услышишь лишь недоуменное пожатие плеч. Обсуждений и референдумов было немало, но к какому-либо решению они не привели. Впрочем, разве могло быть иначе в городе, где фигура Владимира Ильича и всей его семьи отнюдь не подвергается осуждению, а, напротив, окружена особым почтением? Даже сегодня в мемориальном доме Ульяновых смотрительницы подводят посетителей к изваянию матери вождя с таким выражением лица, будто ожидают от гостей почтительного поклона, хотя самого революционера во время экскурсии ласково называют Володей.

Свое нынешнее название старинный Симбирск получил в 1924 году, сразу после кончины Ленина. А вот грандиозный Ленинский мемориал, который сегодня является частью музея-заповедника «Родина Ленина», возвели здесь значительно позже — в 1970-м, к столетнему юбилею вождя. Это монументальное железобетонное сооружение в духе позднесоветского модернизма вмещает в себя два исторических здания, в одном из которых, как принято считать, и родился Владимир Ильич. Основную же площадь комплекса занимают выставочные залы, концертный зал и прочие пространства. В нынешнем году мемориал наконец-то «вышел на свободу» — долгое время он стоял, окутанный строительными лесами, будто в клетке: с него снимали старую облицовку, укрепляли стены, и многим жителям уже начало казаться, что так будет всегда. Но гиганта освободили, и теперь он вновь сияет белоснежными фасадами.

Ленинград на Волге

Образов Ленина в городе действительно очень много — порой кажется, что находишься не в Ульяновске, а в каком-то особом «Ленинграде». Местные жители отдают себе отчет в этой своеобразной «перегруженности» символикой, но относятся к ней прагматично: каким бы ни был гений места, его славу нужно использовать на благо развития города. В гостинице «Октябрьская», где я остановилась, мне попались на глаза рекламные буклеты какого-то мероприятия, где мемориал именовали не иначе как «Ленин-Центром» — явная отсылка к екатеринбургскому «Ельцин-Центру». Что ж, почему бы и нет? Существует даже популярная среди некоторых горожан идея, что именно в Ульяновске стоило бы с почестями захоронить тело Владимира Ильича, если когда-нибудь будет принято решение освободить Мавзолей на Красной площади… Пока же туристам обязательно показывают здание бывшей мужской гимназии, в стенах которой учились не только юный Володя Ульянов, но и Александр Керенский — более того, отец будущего министра-председателя Временного правительства как раз и был директором этого учебного заведения.

Но, пожалуй, хватит о Ленине. Скажу лишь в завершение: очень выразительный памятник на Соборной площади (которая раньше, что забавное совпадение, носила имя Ленина, прямо как у писателя Шамиля Идиатуллина) изображает вождя в развевающемся пальто, но почему-то повернувшимся спиной к Волге. А поворачиваться спиной к Волге в Ульяновске — большая ошибка. Не из-за дурной приметы, а просто потому, что можно пропустить потрясающее зрелище, которого не увидишь больше нигде. Местные шутят, что Ленин стоит спиной к любимой реке, а лицом к Дому правительства потому, что Волга и так знает, куда течь, а вот за чиновниками нужен постоянный присмотр.

Волга-матушка и буква Ё

Симбирск, заложенный в 1648 году на высоком волжском берегу, лишен привычной многим городам пологой набережной — здесь она взмывает на высоту в 350 метров. А если учесть, что Волга в районе Ульяновска больше напоминает море — по некоторым данным, ее ширина здесь достигает 36 километров! — то открывающаяся панорама и впрямь захватывает дух. Отсюда видны сразу два моста — старый Императорский и новый Президентский. Можно вдохнуть полной грудью волжский воздух. Или с чувством продекламировать: «Выдь на Волгу: чей стон раздается…»
— Вроде бы никто не стонет, — осторожно замечает мой спутник, двадцатилетний коренной ульяновец. — А вон, видите, наша буква Ё?

Памятник букве Ё я, конечно, заметила еще во время своего первого визита в город, но полюбоваться на него ещЁ раз — всегда пожалуйста!

Монумент самой незаслуженно обижаемой букве русского алфавита появился у здания областной научной библиотеки в 2005 году — гуляя по бульвару Новый Венец, вы точно его не пропустите. Мой гид рассказывает, что первоначальный вариант скульптуры был выполнен в черно-белых тонах и напоминал надгробие, тогда как окончательный, из красного гранита, смотрится куда жизнерадостнее. Хотя, если вдуматься, вариант с надгробием для буквы Ё тоже не лишен смысла — ее ведь сегодня последовательно изгоняют из печати на всех уровнях; вот и журнал, который я в свободное время редактирую, умоляет авторов «не ставить точки над Ё, потому что это раздражает рекламодателей». Кстати, именно в слове «слёзы» эта буква впервые появилась в русской письменности! А случилось это благодаря второму после Ленина великому уроженцу здешних мест — Николаю Михайловичу Карамзину, главному российскому историку, писателю и реформатору языка, родившемуся в селе Знаменское Симбирской губернии. В 1797 году на 176-й странице издаваемого им альманаха «Аониды» миру явилась эта прекрасная буква, права которой сегодня отстаивают, кажется, только в Ульяновской области — мало того, что памятник поставили, так еще и настаивают на ее обязательном использовании в официальных документах (если верить местным жителям). Лично я уже только за это готова полюбить Ульяновск.

Памяти Карамзина в городе также уделено много внимания: цитаты из его произведений нанесены прямо на асфальт, есть переулок его имени и Карамзинский сквер. Статуя музы истории Клио венчает монумент, установленный Николаю Михайловичу в 1845 году на народные деньги. Символично, что бюст писателя скромно помещен в нишу пьедестала, тогда как центральное место отдано все-таки самой Истории. В 2016 году, когда отмечалось 250-летие со дня рождения Карамзина, в Ульяновске появились необычные уличные памятники словам, которые он ввел в русский язык — мы пользуемся ими, не задумываясь об авторстве, хотя стоило бы. «Гармония», «влюблённость», «сцена», «эпоха»… Эти арт-объекты приходилось несколько раз реставрировать, потому что поклонники то ли творчества Карамзина, то ли просто уличного искусства норовили унести букву на память, а в итоге их и вовсе убрали.

Зато в Карамзинской исторической библиотеке Ульяновска по сей день бережно хранятся подлинные книги из личной коллекции отца буквы Ё. На них, кажется, покушаться пока не решаются. Не каждому в наше время есть дело до пищи духовной, другое дело — пища земная, например, рыба.

— Как у вас тут с рыбой? — интересуюсь я у одной местной жительницы.
— В этом году не очень. Муж ходил, говорит, клева нет. А вот раньше, говорят, руками ловили!

Обратите внимание: Дом-музей Ленина в Ульяновске: что с ним сейчас?.

Щука, лещ, судак…

Ульяновцы рассуждают о рыбе с тем же азартом, с каким москвичи — о грибах. То есть, то нет, но главное — не сдаваться. Вот и в пивном баре «Аббатское» (Гончарова, 8) по средам проводят акцию «Лещ в подарок»: купи три литра крафтового пива — получи леща.

Улица Гончарова и философия лени

Гончарова — главная улица Ульяновска (и за это я его тоже люблю). Не Ленина, а именно Гончарова, создателя, пожалуй, самого знакового русского литературного персонажа — Ильи Ильича Обломова. Когда-то она носила имя Карла Маркса, но уже в 1941-м (задолго до волны переименований 90-х!) ей вернули историческое название.

Иван Гончаров тоже родился в Симбирске, и горожане почтили его память, переименовав в 1912 году, к столетию со дня его рождения, центральную Большую Саратовскую улицу. Сегодня улица Гончарова — одна из самых интересных в городе: она повторяет контуры бывшего крепостного вала, опоясывая исторический центр. Прекрасные здания рубежа XIX–XX веков, выстроенные в стиле модерн, являются подлинными свидетелями вкусов той эпохи.

Историко-мемориальный музей Гончарова занимает тот самый дом с характерной башенкой, где будущий писатель появился на свет — теперь здание перестроено и облицовано нарядным красным кирпичом с белой отделкой. Очень празднично! В музее воссоздана атмосфера семьи Гончаровых, отдельные залы посвящены кругосветному путешествию на «Фрегате “Паллада”» и, конечно, роману «Обломов». Последний удостоился и отдельного памятника в сквере Гончарова — статуя писателя дополнена знаменитым обломовским диваном и уютными домашними тапочками. На диване высечена надпись: «Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. Симбирск. 1849 год». А слева имеется уточнение — «Философский диван», правда, изначально это слово было написано с ошибкой — «филосовский». Бывает. Главное — вовремя заметить и исправить.

Есть в Ульяновске и дом-памятник Гончарову — его в 1916 году спроектировал известный архитектор Август Шодэ. Симпатичное красно-белое здание с башенкой на бульваре Новый Венец сегодня вмещает в себя краеведческий и художественный музеи; в коллекции последнего хранятся хрестоматийные портреты российских монархов, знакомые каждому со школьной скамьи.

Художники, юмор и волжские дары

С писателями все ясно, а как в Ульяновске обстоят дела с художниками? Главный, конечно, Аркадий Пластов. Знаменитый советский живописец, выходец из семьи потомственных иконописцев, родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда. Всю свою долгую жизнь он делил между Москвой и родной Прислонихой, создав галерею портретов едва ли не всех своих односельчан и множество пленительных, порой почти импрессионистских пейзажей. Увидеть их можно в музее Пластова (Гончарова, 16) или в самой Прислонихе, где теперь работает музей-усадьба художника. А у памятника Пластову, как сообщил мой спутник, у посетителей есть дурная привычка — они регулярно воруют бронзовую кисточку из рук скульптуры!

Ульяновцы в целом обладают ярко выраженным чувством юмора и совершенно лишены высокомерия. Примерно половина встреченных мною людей в шутку называли свой край захолустьем, тогда как другая половина с неподдельным энтузиазмом воспевала родные просторы, местную кондитерскую промышленность (и заслуженно!) и Волгу-матушку.

— Волга для нас как грелка, — сказали мне в Новоульяновске, городе-спутнике. — Она защищает нашу землю от лютых морозов зимой и дарит желанную прохладу летом. Поэтому у нас вызревают такие замечательные яблоки (Ленин, кстати, очень любил яблоки), абрикосы и даже виноград.

Я поначалу отнеслась к рассказам об абрикосах скептически, но когда мне подарили баночку варенья, сваренного из местных плодов, мгновенно пересмотрела свое мнение. Вообще народ здесь живет хлебосольный, щедрый и в хорошей кухне знает толк. Из проверенных мест могу посоветовать грузинский ресторан «Антресоль» (Гончарова, 13/91), уютную кофейню «Вольсов» (Гончарова, 13), бары «Гонзо» (Гончарова, 48) и «Нутрь» (Карла Маркса, 13/2). Если захочется чего-то более солидного — отправляйтесь в ресторан «Обломовъ» в гостинице «Венец» (Спасская, 19/9). «Венец», кстати, и сам является городской достопримечательностью — отсюда открываются великолепные виды на Ульяновск и Волгу. И если вдруг заметите здесь или поблизости художника Никаса Сафронова, не удивляйтесь — уроженец этих мест теперь занимает пост декана факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета.

Таков уж этот город — здесь любят нестандартные решения и по любому поводу находят, что сказать. Например, местный губернатор Алексей Русских как-то пообещал в случае победы на выборах покорить Эльбрус. Гору он так и не покорил, зато получил в народе шутливое прозвище Эльбрусских. А еще Ульяновск считает себя родиной Колобка — пусть и не такого масштабного героя, как Ленин, но тоже вполне уважаемого. В честь сказочного персонажа здесь тоже есть памятник, отлитый в бронзе и украшенный надписью: «Руку мою пожмёшь — верного друга найдёшь; щёку мою потрёшь — любовь обретёшь; а монетку оставишь — богатым станешь!» К чудотворному Колобку местные молодожены обязательно приезжают в день свадьбы.

Присвоили в Ульяновске и славу родины балалайки — чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в музей на улице Бебеля, 19, где в старинной усадьбе 1908 года подробно представлена история этого инструмента. Это как с теми самыми абрикосами — пока сам не увидишь, не поверишь.

Текст: Анна Матвеева
Фото: shutterstock.com, Юрий Хабаров/Фотобанк Лори
Оригинальная публикация на сайте «Москвич Mag»

#ульяновск #симбирск #ленин #гончаров #карамзин #волга #города россии #история #туризм #туризм в россии

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: «Москвич за мкадом»: в Ульяновск за обломовской ленью, Волгой, Колобком и, конечно, Лениным.