Сергей Проханов: «Никто не знает, каким будет театр дальше»

Известный всей России «усатый нянь», сыгравший в кино более сорока ролей, много лет назад с головой погрузился в театральную жизнь. Чем подкупил Сергея Проханова театр? Живым контактом со зрителем и возможностью создавать целые миры. А затем он и сам стал писать пьесы для своего «Театра Луны». Подробнее – в #интервью.

Сергей Борисович, вы заядлый #путешественник, с гастролями и самостоятельно побывали во многих странах мира. Сейчас, когда все интересное под замком, вы куда-то ездите или ждете лучших времен?

Честно говоря, я бы с удовольствием куда-нибудь поехал, но сами знаете, что происходит. И пугает то, что постоянно меняются правила игры... А вообще из всех своих путешествий я считаю самым лучшим большое путешествие по Южной Африке. Там было действительно интересно, мы заключили договор с караваном, фотографировались с леопардом, бегемотом... Если давать кому-то советы, рекомендую Марокко, где я был уже дважды, там океан, сильный ветер и большая волна... Еще я очень хорошо знаю всю Грецию, мне нравится этот край, с радостью бы укатил на недельку на Корфу или на Родос... Но пока остается только ждать и ставить вакцину, чтобы не было ограничений в передвижении.

Куда вам хотелось бы отправиться, как только откроются границы?

Я уже назвал Южную Африку, но поехал бы в другое место – в Китай, он очень большой и разнообразный. Еще хотел бы побывать в Камбодже, но пока не сложилось.

При этом мне не очень нравится познавательный, музейный #туризм, потому что я люблю писать на отдыхе. Постоянно где-нибудь там в сторонке дописываю свои произведения, которые осенью должен показать артистам. И вот в этом фишка: если не напишешь, потом нечего будет показывать и ставить.

Судьба играет с человеком, а человек играет на трубе… Можно ли так сказать о вас?

Что дают, на том и играю... (Улыбается) Знаете, я в свое время играл на балалайке, но я же не стал солистом Оркестра народных инструментов им. Н. П. Осипова. Потом я учился на математика, но в итоге не пошел и по этой дороге. Еще я хорошо пел и танцевал, у меня дед цыган и отец танцующий. И вот, к удивлению многих, поступил в театральный вуз. Если это называть трубой, то я эту трубу схватил.

Как принимаете подарки судьбы, а как – житейские невзгоды?

Если мне это нравится, я занимаюсь этим. Если мне это не нравится, я стараюсь «сменить карту». Хотя времени у меня остается все меньше, да и время плохое, я вам скажу... Не знаю, как мы выпутаемся из этого ковида, но очень рассчитываю, что ума хватит у кого-то, родится Ломоносов очередной и найдет решение.

Какое место в рейтинге московских театров вы отдали бы своему детищу, «Театру Луны»?

Одно из первых точно, хотя и не первое. Первое сейчас никому бы не отдал, наверное, тем более что сейчас творятся перестановки всякие, у Богомолова будут играть трансвеститы и так далее... Мир перевернулся, и вопрос лишь в том, дадут его до конца перевернуть или нет. Никто не знает, каким будет #театр дальше.

Когда и почему вы взялись за перо и стали сами писать пьесы?

Когда-то давно я заказал одному автору пьесу, деньги ему заплатили, и он написал плохо,. Заказал другому – тоже вышло плохо. Тогда я взял и сам написал пьесу, и вот она уже 25 лет идет. Так получилось...

Какие спектакли вашего театра публика встречала с особенной теплотой?

Наш спектакль-долгожитель – это «Ночь нежна», конечно, это наша «Чайка». Потом «Маки», «Дали и испанская королева из Казани», и «Лиромания» В детской студии тоже есть хорошие постановки.

Какой спектакль из поставленных вами считаете своей визитной карточкой и почему?

Все-таки последний – «Маки». Как последний ребенок, он самый запоминающийся.

В вашем театре выступали и начинали такие известные ныне актрисы, как Анастасия Стоцкая, Чулпан Хаматова, Елена Захарова...

Обратите внимание: Как мы теряем Советское Наследие. Что стало с заброшенным дворцом-кинотеатром?.

Почему они не остались у вас? Или вы не удерживали?

Когда актеры становятся звездами, у них уже другие зарплаты, свои директора, меняется подход к театру, и репертуарный театр в этой гонке не выдерживает. Да, в свое время я дал им популярность. Надеюсь, они об этом помнят.

Свой театр вы построили в прямом смысле слова собственными руками. Откуда такие таланты? Вам хочется здесь что-то еще перестроить, добавить?

Я всегда был рукастый и у себя на даче многое сам делал. И когда Юрий Лужков отдал мне этот театр, мы тоже его достроили.

Что бы я еще сделал? Люстру интересную, эротично-космическую, в виде красивой женщины-луны... Но на это нужны деньги, а их пока нет. Государство о нас немножко забыло, хотя я считаю, Департамент культуры мог бы к нам отнестись более лояльно, все-таки «Театр Луны» более других похож на театр, особенно после трагического ухода Олега Павловича Табакова, Марка Анатольевича Захарова, когда скамейка запасных опустела, так сказать...

Наверняка вы помните множество забавных и не слишком историй с гастролей. Поделитесь, пожалуйста, хотя бы одной из них.

Я не люблю такие вопросы: они рассчитаны на «гы-гы-гы», а гастроли на развлекаловку мало похожи. Наоборот, на гастролях бывает очень даже опасно: кто-то заболел и ты не знаешь, кем его заменить, может упасть тяжелый занавес и так далее...

Были, конечно, разные случаи. Например, совсем молодая Чулпан Хаматова вместо Евгения Стычкина сыграла роль Блэкстара в «Фанте-инфанте». Мы были в Самаре, и Женя слег с температурой 40°С. Было смешно, ведь Чулпан характерная актриса, но замечательно все прошло.

А однажды обезьяны нас грабили – штук сорок влезло в номер, когда забыли окно закрыть. Чтобы открыть сахар, насыпать в чашку и выпить, им нужно всего 0,3 секунды! Представляете, что они сделали с моим номером за полминуты, пока я бежал до него? Вынесли все подчистую!

Или такое было: я проснулся, а надо мной жираф стоит и смотрит в самые глаза, будто спрашивает, что я дальше делать буду. Он голову просунул в окно, и часа полтора пришлось ждать, пока отойдет...

Вы когда-то прославились в роли «усатого няня» Иннокентия – и стали заложником этой роли, примерно как Александр Демьяненко с его Шуриком. Как думаете, как сложилась бы ваша карьера, если бы этой роли в ней не было?

Это надо жизнь спросить, но, думаю, не пропал бы. «Усатый нянь» был моим 14-м фильмом, причем ролевым #фильмом. Конечно, картина получилась яркой, но я к тому времени уже активно снимался, был в Моссовете, на виду.

Почему завершился ваш роман с кино? Нет времени, желания, достойных ролей?

Все вместе. Одно время кино встало, была плохая ситуация. Но я снимался постоянно, последние лет десять только не снимаюсь. Просто встал по эту сторону рампы, мне в театре стало интереснее, есть своя группа, можно сделать что-то цельное.

Ваш опыт общения с малышами на съемках «Усатого няня» пригодился в воспитании собственных детей, а потом и внуков?

Думаю, что нет. Я очень редко вижу своих внуков и детей, и когда они росли, много снимался, много работал... Говорят, кто здорово рассказывает анекдоты, тот плохой комический артист. Вот я примерно такой же «нянь»: хорошо общаюсь с детьми на сцене, в фильме, а по жизни мне не удается часто видеться с ними. Хотя жалко, конечно. Может, когда-нибудь еще придет такое время...

Поделитесь планами: какие премьеры ожидаются в ближайшем будущем?

Пока ждем только одну премьеру – спектакль «Шпионка». Главную роль играет Анастасия Стоцкая, участвуют Елена Захарова, Александр Песков, молодые артисты резво взялись и знают свои роли уже практически наизусть. В принципе, у нас есть все для того, чтобы #спектакль прогремел по Москве. Будем радовать зрителей хорошим, рассчитанным исполнением.

#Знаменитости, #личная жизнь звезд, #актеры театра и кино, #режиссер

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Сергей Проханов: «Никто не знает, каким будет театр дальше».