Знаменитый актёр, которого вся страна знает как «усатого няня», уже много лет живёт театром. Что заставило Сергея Проханова променять кинематограф на сцену? Непосредственное общение с залом и шанс творить целые вселенные. Со временем он начал писать пьесы для родного «Театра Луны». Подробности — в #интервью.
О путешествиях и творчестве вдали от дома
— Сергей Борисович, вы известный #путешественник, исколесили полмира и с гастролями, и просто так. В нынешних условиях вы куда-то выбираетесь или отложили поездки до лучших времён?
— Признаться, мне бы очень хотелось куда-нибудь сорваться, но ситуация, сами понимаете, не располагает. Тревожит постоянная неопределённость, правила меняются слишком быстро... Если же вспоминать самые яркие впечатления, то, пожалуй, это большое путешествие по Южной Африке. Там было невероятно: мы договорились с караваном, фотографировались с леопардом, бегемотом... Кому посоветовать — так это Марокко, я там был дважды: океан, мощный ветер, высокие волны... Отлично знаю и Грецию, с радостью бы махнул на недельку на Корфу или Родос... Пока же остаётся только ждать и делать прививки, чтобы хоть какие-то возможности для передвижения появились.
— Куда вы рванёте в первую очередь, когда границы откроются?
— Южную Африку я уже назвал, но сейчас тянет в другое место — в Китай, он огромен и невероятно разнообразен. Мечтаю побывать и в Камбодже, но как-то не случилось.
— При этом классический, музейный #туризм меня не слишком привлекает, потому что в поездках я люблю писать. Постоянно где-нибудь в уголке дописываю свои вещи, которые осенью нужно будет показывать артистам. В этом и есть главный фокус: если не напишешь, потом нечего будет ставить и показывать зрителю.
О судьбе, театре и выборе пути
— Судьба играет человеком, а человек играет на трубе… Это про вас?
— Что дают, на том и играю... (Улыбается) Знаете, в своё время я играл на балалайке, но солистом Оркестра народных инструментов им. Н. П. Осипова не стал. Потом учился на математика, но и эта дорога не стала моей. Ещё я неплохо пел и танцевал — у меня дед цыган и отец танцующий. И вот, к удивлению многих, поступил в театральный. Если это и есть та самая труба, то я её крепко ухватил.
— Как вы принимаете дары судьбы и как справляетесь с житейскими трудностями?
— Если дело мне по душе, я им занимаюсь. Если нет — стараюсь «сменить карту». Хотя времени становится всё меньше, да и время, честно говоря, непростое... Не знаю, как мы выберемся из этой ковидной истории, но очень надеюсь, что у кого-то хватит ума, появится новый Ломоносов и найдёт решение.
— Какое место в рейтинге московских театров вы бы отвели своему детищу, «Театру Луны»?
— Одно из первых, точно, хотя и не первое. Первое место сейчас никому бы не отдал, тем более что кругом идут какие-то перестановки: у Богомолова будут играть трансвеститы и всё такое... Мир перевернулся, и вопрос лишь в том, дадут его до конца перевернуть или нет. Никто не знает, каким будет #театр дальше.
О пьесах, спектаклях и звёздах
— Когда и почему вы сами начали писать пьесы?
— Давным-давно я заказал пьесу одному автору, заплатил деньги, а он написал плохо. Заказал другому — получилось не лучше. Тогда я взял и написал сам, и вот эта пьеса идёт уже 25 лет. Так и вышло...
— Какие постановки вашего театра публика принимала особенно тепло?
— Наш спектакль-долгожитель — это, конечно, «Ночь нежна», наша «Чайка». Ещё «Маки», «Дали и испанская королева из Казани» и «Лиромания». В детской студии тоже есть сильные работы.
— Какой спектакль из ваших постановок вы считаете своей визитной карточкой и почему?
— Всё-таки последний — «Маки». Как последний ребёнок, он запоминается больше всего.
— В вашем театре начинали такие известные теперь актрисы, как Анастасия Стоцкая, Чулпан Хаматова, Елена Захарова...
Обратите внимание: Как мы теряем Советское Наследие. Что стало с заброшенным дворцом-кинотеатром?.
Почему они не остались? Или вы их не удерживали?— Когда актёры становятся звёздами, у них уже другие зарплаты, свои директора, меняется отношение к театру, и репертуарный театр в такой гонке не выдерживает. Да, в своё время я дал им известность. Надеюсь, они об этом помнят.
О строительстве театра и гастрольных историях
— Свой театр вы построили, в прямом смысле, своими руками. Откуда такие умения? Хочется что-то ещё переделать, добавить?
— Я всегда был рукастым, много чего на даче сам мастерил. И когда Юрий Лужков отдал мне это здание, мы его тоже достраивали сами.
— Что бы я ещё сделал? Интересную люстру, эротично-космическую, в виде прекрасной женщины-луны... Но на это нужны средства, а их пока нет. Государство о нас немного забыло, хотя, мне кажется, Департамент культуры мог бы отнестись к нам лояльнее. Всё-таки «Театр Луны» после ухода Олега Павловича Табакова, Марка Анатольевича Захарова — один из тех, кто больше других похож на настоящий театр, особенно теперь, когда скамейка запасных, так сказать, опустела...
— Наверняка за годы гастролей накопилось множество забавных и не очень историй. Поделитесь хотя бы одной.
— Не люблю такие вопросы: они рассчитаны на простой смех, а гастроли — это не развлечение. Наоборот, бывает очень напряжённо: кто-то заболел, и ты не знаешь, кем его заменить, может рухнуть тяжёлый занавес и так далее...
— Конечно, случалось разное. Например, совсем юная Чулпан Хаматова однажды сыграла вместо Евгения Стычкина роль Блэкстара в «Фанте-инфанте». Мы были в Самаре, у Жени температура под 40°С. Было забавно, Чулпан — актриса характерная, но всё прошло отлично.
— А однажды нас обезьяны ограбили — штук сорок влезло в номер, когда забыли закрыть окно. Им нужно всего 0,3 секунды, чтобы вскрыть сахар, насыпать в чашку и выпить! Представляете, что они устроили в моём номере за те полминуты, пока я бежал? Вынесли всё дочиста!
— Или вот: проснулся, а надо мной жираф стоит и смотрит прямо в глаза, будто спрашивает, что я буду делать дальше. Он голову в окно просунул, и пришлось часа полтора ждать, пока он отойдёт...
Об «Усатом няне», кино и планах
— Вы когда-то прославились ролью «усатого няня» Иннокентия — и стали её заложником, примерно как Александр Демьяненко со своим Шуриком. Как думаете, как сложилась бы ваша карьера, если бы этой роли не было?
— Это у жизни надо спрашивать, но, думаю, не пропал бы. «Усатый нянь» был моим 14-м #фильмом, причём ролевым. Картина, конечно, получилась яркой, но к тому времени я уже активно снимался, был в театре Моссовета, на виду.
— Почему ваш роман с кино завершился? Не хватает времени, желания, интересных предложений?
— Всё вместе. Одно время кино вообще встало, ситуация была тяжёлой. Но я снимался постоянно, последние лет десять только не снимаюсь. Просто перешёл по эту сторону рампы, в театре стало интереснее: есть своя труппа, можно создавать что-то цельное.
— Опыт общения с малышами на съёмках «Усатого няня» пригодился в воспитании собственных детей и внуков?
— Думаю, нет. Я редко вижу своих внуков и детей, а когда они росли, много снимался, много работал... Говорят, кто здорово рассказывает анекдоты, тот плохой комический артист. Вот я примерно такой же «нянь»: хорошо нахожу общий язык с детьми на сцене, в кино, а в жизни не получается часто с ними видеться. Жаль, конечно. Может, когда-нибудь ещё представится такая возможность...
— Поделитесь планами: какие премьеры ждут зрителей в ближайшее время?
— Пока ждём одну премьеру — #спектакль «Шпионка». Главную роль играет Анастасия Стоцкая, участвуют Елена Захарова, Александр Песков, молодые артисты резво взялись и уже практически наизусть знают свои роли. В принципе, у нас есть всё, чтобы постановка прогремела по Москве. Постараемся порадовать зрителей качественной, выверенной работой.
#Знаменитости, #личная жизнь звезд, #актеры театра и кино, #режиссер
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Сергей Проханов: «Никто не знает, каким будет театр дальше».
