На берегу тёплого Чёрного моря наше внимание привлекло живописное, но заброшенное здание. Построенное, судя по архитектуре, во второй половине XIX века, оно стояло с пустыми глазницами выбитых окон, напоминая типичный «дом-призрак», которых немало разбросано по всему черноморскому побережью.
Каково же было наше изумление, когда внутри мы обнаружили не призраков, а вполне реальных, добродушных людей. Как выяснилось, это временные переселенцы, бежавшие из Абхазии во время гражданской войны и нашедшие здесь приют.
От новых жильцов мы узнали любопытную историю: в советские времена в этом здании якобы располагался музей чая. После распада СССР он пришёл в запустение, и теперь эти люди занимают небольшую его часть, стараясь по мере сил поддерживать в доме хоть какой-то порядок.
Однако кованые лестницы, остатки былых интерьеров и общий вид особняка, больше похожего на дворянскую усадьбу, наводили на мысль, что изначально он принадлежал какому-то видному помещику или промышленнику. Вероятно, после национализации здание сменило своё назначение.
Колыбель русского чая: город Чакви
Находится этот таинственный дом в городе Чакви — одном из первых мест в России, где предпринимались попытки выращивать чай.
Хотя первые, не слишком удачные эксперименты принадлежат князю Воронцову, настоящая история грузинского чая неразрывно связана с двумя именами: промышленника Константина Попова и настоящего мастера-чаевода Лау-Джен-Джау.
Лау-Джен-Джау и ещё десять китайских рабочих прибыли в Батуми 4 ноября 1893 года, и уже к 1896 году мастеру удалось приготовить первый чай, выращенный на территории Российской Империи.
Известный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский во время своего путешествия по Грузии запечатлел дом, где жил мастер Лау-Джен-Джау.
Возможно, тот самый загадочный «дом-призрак», в котором мы побывали, и есть особняк человека, стоявшего у истоков грузинского чаеводства.
Заброшенная история
Бродя по просторным, несомненно богатым, но сильно обветшавшим комнатам этого частично заброшенного особняка, мы не могли не задаться вопросом: что же здесь было на самом деле?
В советские времена в Чакви кипела чайная жизнь: работали три чайные фабрики и одна чаепрессовочная.
Здесь же располагался филиал Всесоюзного научно-исследовательского института чая и субтропических культур.
А вот упоминаний о музее чая в этом здании нам найти не удалось.
Возможно, нынешние обитатели дома немного ошиблись и перепутали музей со зданием того самого НИИ.
Стены этой заброшки хранят множество тайн. Вполне вероятно, что они являются немыми свидетелями и неотъемлемой частью истории развития чайной культуры — сначала в Царской России, а потом и в Советском Союзе.
А как думаете вы? Мог ли этот дом принадлежать самому Лау-Джен-Джау? И что в нём на самом деле располагалось в советскую эпоху?
Материал подготовлен с помощью наших друзей команды GeoStalkФото:Александр Дягтерёв|Перевод:NordSkif