Проклятие Кёльнского собора: Легенда о долгострое и дьявольском пари

Часть V

Часть I читайте здесь

Часть II читайте здесь

Часть III читайте здесь

Часть IV читайте здесь

По этой ссылке вы при желании сможете попасть на второй (литературный) сайт автора! Увлекательного чтения! ???

Петух, черт и вечный долгострой

Среди немецких преданий есть одна особенно известная быличка — история о том, как черт никак не может ужиться с петухом, возвещающим рассвет. Эта легенда неразрывно связана с судьбой знаменитого Кёльнского собора...

Проклятое место или легенды Кёльнского собора

Когда в 1880 году, после невероятно долгого строительства, Кёльнский собор* наконец обрел свои два островерхих шпиля, он на целых четыре года (до 1884) стал самым высоким зданием в мире!

Вот это действительно долгострой!

Принято считать, что возведение третьей по величине готической церкви планеты (на сегодняшний день) растянулось на фантастические шесть с лишним веков. Строительство шло в два основных этапа — с 1248 по 1437 годы, а затем с 1842 по 1880 годы. Если же учесть, что после Второй мировой войны храм пришлось восстанавливать, и реставрационные работы с тех пор фактически не прекращаются**, то, пожалуй, второго такого долгостроя в истории не сыскать. ?

Мало кто знает, что помимо первых черно-белых изображений собора на открытках, его силуэт украсил и денежные знаки. Например, на инфляционной банкноте Германии достоинством в 500 тысяч марок 1923 года красуется вид на фасад Кёльнского собора.

Проблем в процессе строительства храма возникало великое множество. Работы часто замирали из-за катастрофической нехватки средств, а требовались они в колоссальных количествах. До примерно 1530 года с финансовыми трудностями худо-бедно справлялись. Именно к началу XVI века фасады здания украсились изысканным декором и скульптурными группами.

Но после 1530 года к денежному дефициту добавилась поразительная апатия властей. В конце концов, интерес к собору и стремление его достроить у горожан и правителей вовсе угасли. С той поры и вплоть до середины XIX века он простоял в строительных лесах, словно застывший во времени.

Все эти факты подтверждены историческими хрониками. Однако народные предания, дошедшие до наших дней, объясняют этот многовековой простой по-своему. И во всем обвиняют не кого иного, как самого дьявола...

Дьявольское начало

Согласно легендам, именно владыка преисподней наложил проклятие на Кёльнский собор***. В 1164 году кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель тайно перевез из Милана в Кёльн реликвии Трех волхвов****. После пышных торжеств по этому поводу город превратился в центр массового паломничества христиан. Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый, величественный храм. Место, где можно было бы не только установить раку со святыми мощами, но и вместить огромные толпы верующих*****.

Начались поиски архитектора, который отважился бы взяться за столь грандиозный и ответственный проект. Выбор пал на Герхарда фон Риле, обучавшегося своему мастерству во Франции. Власти города дали ему ровно год на создание чертежей. Но, несмотря на невероятное трудолюбие, мастеру никак не удавалось перенести свои гениальные замыслы на бумагу. Каждый раз, когда чертеж был почти готов, обнаруживалась какая-нибудь роковая ошибка, грозившая перечеркнуть все его труды. Архитектор начал сомневаться в своих силах. И вот однажды, в задумчивости прогуливаясь по берегу Рейна, он остановился у огромного валуна, который в народе прозвали чертовым камнем. Внезапно перед ним возник незнакомец, одетый по французской моде строителей. Чужак стал что-то быстро вычерчивать тростью (в другом варианте — мечом) прямо в пыли у ног Герхарда. Когда же мастер присмотрелся, то остолбенел от изумления — на земле перед ним красовался безупречный, законченный план нового собора.

Архитектор спросил незнакомца, какую цену он хочет за свой чертеж. На что чужестранец, а им был сам повелитель ада, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоей жены и ребенка, я сам возведу новую церковь за три года. Если у меня ничего не выйдет, ты и дальше будешь наслаждаться жизнью среди людей. Но если собор будет готов с первым криком петуха, возвещающим начало первого дня четвертого года, ты и твоя семья — мои!».

Кстати, эта судьбоносная встреча запечатлена на кёльнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 года. Слева, с чертежами в руках, — недальновидный архитектор. Справа — дьявол.

Мастер Герхард рассудил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь короткий срок не под силу даже черту. И потому, недолго думая, согласился на дьявольское пари.

Сатана и его приспешники трудились, не покладая рук. Шум со стройки стоял и днем, и ночью. С каждым днем стены божьего храма поднимались все выше. А вот настроение Герхарда фон Риле, наоборот, падало все ниже. ? Это не ускользнуло от внимательного взгляда его жены, и в конце концов она выпытала у мужа причину его тоски. Узнав об условиях сделки, женщина сперва ужаснулась, а затем глубоко задумалась.

Хитрая уловка

В один прекрасный день жена архитектора вместе с маленьким сыном отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы громко кукарекал. И когда ребенок стал передразнивать петуха, женщину осенила спасительная догадка. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в искусном подражании петушиному крику. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, в ее душе вновь воцарилось спокойствие.

Тем временем строительство Кёльнского собора подходило к концу. И вот настал день расплаты. В то утро женщина встала затемно и отправилась на стройплощадку. Демоны как раз устанавливали купола на башни. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство. Она кукарекала так искусно и убедительно, что со всех концов Кёльна на ее призыв стали отзываться настоящие петухи. Дьявол не заподозрил подвоха и, издав дикий вопль ярости, принялся крушить только что отстроенную обитель. Но, как говорится, уговор дороже денег. Повелителю тьмы пришлось удалиться ни с чем. А собор так и остался недостроенным. С тех пор кто бы ни брался за его завершение, либо погибал при загадочных обстоятельствах, либо, отчаявшись, быстро оставлял эту затею.

Неспокойное прошлое

Любопытно, что и у предшественника Кёльнского собора судьба складывалась непросто. Дело в том, что возводили его на месте, где некогда стоял языческий храм, вероятно, римский. Он располагался на самом вершине холма, и местные жители старались обходить это место стороной. Ходили слухи, что там нечисто. Порой среди развалин древнего капища люди замечали блуждающие огоньки, а то и вовсе мерещилась всякая жуть. И даже после того, как древние камни срыли, а место освятили, ситуация мало изменилась. Кроме того, под заступами рабочих то и дело показывались обломки античных статуй и барельефов. Как только это случалось, все земляные работы по закладке фундамента христианской церкви немедленно останавливали. Вызывали священника, и тот начинал совершать обряды над находкой, пытаясь обезопасить людей от колдовских чар проклятого места. Позже, когда уже возводились стены, работа на стройке нередко омрачалась несчастными случаями******.

Величественные масштабы

Размеры Кёльнского собора и впрямь впечатляют. Например, высота конька крыши составляет 61 метр, а его знаменитые башни взмывают в небо на 157 метров*******! Длина здания — почти 145 метров. А общая площадь всех витражей этого готического гиганта приближается к 10 000 квадратных метров.

И еще одна занятная деталь. На одной из незавершенных башен, изображенной на банкноте в 50 пфеннигов 1922 года, можно разглядеть средневековый строительный кран. Он простоял там несколько столетий и для многих поколений кёльнцев стал своеобразным символом города. Убрали его только в XIX веке. Так что до нас даже дошли черно-белые фотографии этого чуда средневековой инженерной мысли.

Трагический финал мастера

А что же мастер Герхард? К сожалению, его история имеет печальный конец. Спустя некоторое время после описанных событий сатана вновь явился к архитектору. На этот раз он поспорил, что быстрее проведет воду по подземному каналу из Айфеля (область на западе Германии) в Кёльн, чем тот достроит свою церковь. Мастер снова согласился, ибо знал то, чего не мог знать дьявол. А именно: если на всем протяжении подземного тоннеля не делать специальных вентиляционных отдушин, возникнут проблемы с тягой, и вода по трубе не потечет. Об этом он поспешил сообщить жене, надеясь на ее поддержку. ?

Но если в первом пари женщина помогла мужу, то на сей раз сыграла в его судьбе роковую роль. Хитроумному демону удалось выведать у нее секрет с тягой, и он-таки провел воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни, когда увидел внизу, как из-под земли бьет дьявольский источник. Осознав, чем это ему грозит, он в отчаянии бросился вниз********, пытаясь спасти свою душу. Но не успел...

Обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул и сам сатана. И прежде чем архитектор достиг земли, дьявол настиг его в воздухе и утащил в преисподнюю!..

В одной из саг о Кёльнском соборе говорится, что никто не мог завершить строительство готического храма потому, что этому препятствовал призрак несчастного зодчего. Он внезапно появлялся на строительных лесах, пугал рабочих, а самых упрямых и вовсе сталкивал вниз. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его гибели блуждало по ночам вокруг церкви, ревностно охраняя свое незавершенное творение.

*В списке всемирного наследия ЮНЕСКО объект № 292.

**При Кёльнском соборе действует собственная мастерская, где в основном трудятся каменщики. Ежегодные затраты на содержание готического гиганта в должном виде составляют около 10 миллионов евро.

***Существует даже поверье, что работы над ним не прекратятся никогда. Ибо если это произойдет, немедленно наступит Апокалипсис, то есть конец света.

****Речь идет об останках или мощах трех библейских царей — Каспара, Мельхиора и Бальтазара.

*****В Кёльнском соборе около 4000 стоячих и сидячих мест.

******Кстати, в то же время в городе наблюдалась череда таинственных смертей, которые тут же связывали с осквернением языческой святыни.

*******Южная башня — 157,31 м, северная — 157,38 м.

********Герхард фон Риле и в самом деле погиб, сорвавшись с лесов.

(продолжение следует)

Часть I читайте здесь

Часть II читайте здесь

Часть III читайте здесь

Часть IV читайте здесь

По этой ссылке вы при желании сможете попасть на второй (литературный) сайт автора! Увлекательного чтения! ???

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Другая Германия. Черти и бесы.