Снова в пути. По дороге встречаю мужчину, который восстанавливает старую каменную ограду. Он подъехал на тракторе с ковшом, полным плоских серых камней, включил небольшой магнитофон с брит-попом и, тщательно подбирая каждый камень, методично латал пролом в стене. Здесь не используют раствор — всё держится на точном балансе тяжести и форме обломков.
«Учился этому несколько лет, — говорит он. — Ветер у нас бывает такой, что еле стоишь. А зимой сугробы по метру наметает. Заметь, это ведь даже не одна стена, а две, сложенные параллельно. А вот этот длинный камень торчит — он проходит насквозь через обе, как скрепка, связывая их».
К четырём часам дня добираюсь до Риты — деревни, которую сложно назвать даже микродеревушкой, скорее, мини-поселение. Час брожу по её трём улицам без особой цели. Выпила чаю, постояла у витрины закрытого магазина шерстяных изделий. Чувство, будто попала в «День сурка».
ДЕНЬ 10
28 км
Рит — Бромптон-на-Свейле
Я единственная постоялица в своём отеле Kings Arms, который работает с 1734 года и до сих пор считается здесь относительно новым — ведь соседний «Черный бык» существует с 1680-го. Завтракаю в полном одиночестве под восхищённые возгласы словацкой официантки: «Как, 300 километров пешком? Да это же с ума сойти!»
Выхожу в девять утра: светит солнце, дорога идёт под уклон. Вскоре показывается аббатство Меррик — его переоборудовали в детский оздоровительный центр, и туристов сюда обычно не пускают, но мне сегодня повезло.
Смотреть, впрочем, особенно не на что — разве что на часовню, пол которой полностью выложен старинными надгробными плитами. Далее монахини в своё время выложили довольно крутую каменную лестницу из 375 ступеней — время их почти сравняло с землёй, превратив в тропинку, по краям которой цветут синие колокольчики и дикий чеснок (цветы у него белые, кружевные, листья похожи на ландыш, но пахнет он на удивление резко).
Обратите внимание: Покинутая гостиница в военном городке Чернобыль-2, где находится огромный военный радар.
В деревне натыкаюсь на препятствие — отару овец, которую фермер с женой и чёрно-белой овчаркой пытаются загнать во двор. Именно здесь меня нагоняет невысокий англичанин Фил, с которым мы обменялись парой слов ещё перед подъёмом на Пеннины. Решаем идти вместе.
Дорога довольно однообразная, её скрашивают только ярко-жёлтые поля цветущей люцерны. Холмов нет, погода прекрасная — иду с хорошей скоростью. На обочине лежит сбитый машиной барсук — крупный, красивый, в густой жёсткой шерсти. Жалко его невероятно, но в местных лесах столько живности, что такие встречи, увы, не редкость.
На колючей проволоке забора висит ряд маленьких когтистых трупиков — полёвки? Оказывается, нет, это кроты. Более того, до сих пор существует профессия кротолова — редкая и не такая романтичная, как, скажем, трубочист. Кроты роют норы, овцы наступают в них и ломают ноги, поэтому фермеры нанимают специалистов, а те вывешивают результаты работы на всеобщее обозрение. «Мне кажется, разумный человек должен держать запас кротов в морозилке на такой случай», — шучу я. «Не поспоришь, Галина, не поспоришь», — смеётся Фил.
За разговорами незаметно добираемся до Ричмонда. Это крупнейший город на Пути двух берегов, но всё равно он кажется изящной каменной миниатюрой — мощёные булыжником улочки, рыночная площадь, разрушенный замок на холме над рекой, крытый рынок-барахолка с потрёпанными молью плюшевыми мишками и старыми географическими картами. На выходе замечаю вмурованный в стену дома красный почтовый ящик — обычный, но вместо монограммы ER на нём красуется VR, значит, он ещё викторианской эпохи. «Зачем менять? — думаю я. — Вещь добротная, металлическая, ещё послужит».
Устраиваем привал — Фил торжественно вручает мне пирожок со свининой и яблоками от местного ричмондского мясника. «Не зря эта свинья прожила свою жизнь, — говорю я, — в смерти воссоединившись с любимыми яблоками».
Вот и мой Бромптон-на-Свейле. Прощаюсь с Филом — он хочет успеть дойти до Данби-Уиска к девяти вечера. Я снова единственная гостья в гостинице, и все эти ночлеги начинают сливаться в памяти в одно пятно: кровать, душ, неизменный чайник в номере с корзинкой чайных пакетиков, кофе, молоком и печеньем (как же иначе — человек с дороги должен иметь возможность выпить чаю).
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Ричмонд - крупнейший город на Пути двух берегов. Аббатство Меррик - его превратили в детский центр отдыха..
