Путь к подножию Эльбруса: моё путешествие автостопом из Армавира

День первый: Решение и первые шаги

  • 04.12.2020 г.

Ночь выдалась беспокойной, мысли путались и не давали покоя, но внутренний импульс оказался сильнее сомнений. Решение созрело само собой: утром я отправляюсь в путь.

  • 05.12.2020 г.

Утро. Всё, что я счёл необходимым, было собрано с вечера. На плечи легли все тридцать килограммов снаряжения, а в руках оказался ноутбук.

Признаюсь честно: было страшновато, но ставки были сделаны, и отступать я не собирался. От дома до выезда на трассу я прошёл пешком шесть километров без остановок. Плечи горели от непривычной ноши — два рюкзака тянули вниз, словно якоря. В голове звучал навязчивый вопрос: «Зачем ты это делаешь? Остановись!». Однако это лишь подстёгивало моё упрямство и желание двигаться вперёд.

Наконец я вышел на трассу. Первое, что бросилось в глаза, — грузовик, стоявший на обочине. «Вот оно, первое везение!» — мелькнула мысль. Я подошёл и спросил водителя, не подбросит ли он. Оказалось, машина сломана — левая фара разбита, кузов помят после удара, и мужчина ждал эвакуатора.

Выбора не оставалось, и я продолжил путь пешком до развилки, где трасса М4 «Дон» уходит на Лабинск. Эти пять километров дались нелегко, особенно для коленей. О ноющей спине я уже молчу. В сумме я преодолел одиннадцать километров, сильно устал, но наконец-то мог попытаться поймать первую попутку.

Мне нужно было добраться до станицы Чамлыкской, это ещё тридцать пять километров. К моему удивлению, удача улыбнулась быстро: всего через десять минут меня подобрала женщина с двумя маленькими детьми на заднем сиденье. В дороге мы разговорились, обсуждали в основном отношения между мужчиной и женщиной. Доехали мы быстро, я даже не заметил, как мы оказались у дома моих друзей, где я и заночевал.

День второй: Новые знакомства и смена маршрута

  • 06.12.2020 г.

Утро. Проснувшись у друзей, я выглянул в окно. Погода казалась пасмурной, что могло омрачить планы.

Однако на улице оказалось вполне комфортно: местами проглядывало солнце, дул лёгкий ветерок.

Я дошёл до трассы на Лабинск, подошёл к остановке и начал ловить машину. Мне снова повезло почти сразу — меня подобрал пожилой, очень добродушный мужчина. Мы хорошо пообщались, он предложил скорректировать мой маршрут. По дороге мы заехали на рынок за продуктами, а затем — к нему домой, который находился на отшибе небольшого хутора. Это был простой, даже ветхий домик, типичный для многих уголков нашей необъятной страны. Обменявшись контактами, я понял, что пора двигаться дальше.

Согласно нашему новому плану, мне нужно было вернуться на трассу М4 «Дон» — это был самый быстрый путь к Эльбрусу.

Мы остановились. Я надел утеплённые штаны, попрощался и снова встал на трассу. Не успел мой попутчик отъехать, как меня подобрал следующий водитель, который направлялся в Черкесск.

Мы проехали сто сорок километров. Я вышел у кафе — было невероятно холодно. Купив кофе и немного отогревшись внутри, я с новыми силами вышел на трассу. И снова удача! Рядом остановился чёрный седан за рулём которого был приятный мужчина, житель Карачаево-Черкесской Республики. Как выяснилось позже, он директор компании, занимающейся грузоперевозками. Мы проехали вместе сто километров до Минеральных Вод, до самого вокзала, рядом с которым находился ресторан «Новый Баку», где мы и решили пообедать.

Этот человек оказался богат не только материально, но и душевно. Мы затронули в беседе множество важных жизненных тем. Я также познакомился с его другом, который впоследствии вызвал для меня такси до ближайшего хостела, оплатил номер с душем, туалетом и тремя спальными местами в удачном месте.

Так я заночевал в хостеле «Европа», расположенном недалеко от вокзала, куда я планировал выйти следующим утром к восьми часам.

День третий: Ошибки навигации и суровые горы

  • 07.12.2020 г.

Утро. Я вышел налегке, полностью отдохнувший и готовый к новому дню путешествий.

Путь от хостела до автовокзала оказался длиннее, чем я думал. Спросив у первого встречного, как пройти, я с тревогой двинулся по указанному маршруту.

Пройдя примерно четыре-шесть километров и следуя подсказкам прохожих, я наконец увидел автовокзал. К моей радости, я успел за десять минут до отправления маршрутки до Нальчика. Расстояние от Минеральных Вод составило сто километров.

Приехав в город, я стал искать кафе или любое другое место с Wi-Fi. Нашёл турецкое кафе «Istambul» в торговом центре недалеко от вокзала. Изначально на ресепшене мне отказали в пароле, сказав, что сеть только для персонала. Но, услышав, что я издалека и мне нужно сориентироваться, сделали исключение.

Сверившись с навигатором, я понял свою ошибку: мне нужно было выйти не в Нальчике, а в посёлке Баксан, который был в двадцати пяти километрах отсюда. Туда я и отправился.

Из этих двадцати пяти километров пять я прошёл пешком с теми же тридцатью килограммами на плечах, которые, казалось, становились только тяжелее.

Дойдя до остановки после кольцевой развязки, я присел отдохнуть: завязал шнурки, закурил. К ларьку с шаурмой подъехал молодой парень лет двадцати пяти. Пользуясь случаем, я попросил его подвезти. «Без проблем», — ответил он. Оказалось, он лихач — не жалел свою машину, выжимая из неё максимум.

От Баксана я снова пошёл пешком, ещё примерно пять-восемь километров. Дойдя до остановки, я быстро поймал попутку. В машине были ребёнок — светловолосый мальчик с голубыми глазами (очень милый, я еле сдержался, чтобы не затискать его) и его отец лет тридцати пяти. Мы проехали вместе около десяти километров и остановились у магазина, где, по словам водителя, часто останавливаются те, кто закупается провизией перед поездкой на Эльбрус. Я надеялся встретить там таких же путешественников, как и я.

Эта затея оказалась провальной. Я простоял довольно долго, так что успели замёрзнуть пальцы на ногах. Люди останавливались, спрашивали, куда я направляюсь, но, услышав, что мне нужно прямо к горе, все отказывались. Максимум — предлагали довезти до центра, который был всего в двух километрах. Бессмысленно!

Наконец, спустя час, меня подобрал мужчина лет тридцати и подбросил до выезда из деревни (название я не запомнил). Там было невероятно холодно: на столбах висели ледяные сосульки сантиметров по восемь в длину, направленные горизонтально по ветру. Я впервые видел такое!

Здесь я тоже терпеливо ждал попутку, но на этот раз удача отвернулась от меня. Я начал мысленно повторять: «Пожалуйста, остановись». Пальцы уже совсем онемели от холода. И тут, словно в ответ на мою мольбу (а вокруг был густой туман, нижний слой облаков скрывал солнце), из тумана появилась машина, и я снова мысленно крикнул: «ОСТАНОВИСЬ!!!». И она остановилась. За рулём был очень симпатичный парень. Будь я девушкой, вряд ли бы удержалась... :D

Итак, мы поехали прямо до посёлка Эльбрус. Дистанция — восемьдесят семь километров. В пути мне открывались потрясающие виды. Это было невероятно красиво! Горы, особенно Кавказский хребет, напоминали остроконечную спину крокодила — такая же твёрдая и устрашающая.

Не доезжая до села Эльбрус, находится Село Нейтрино. Его название больше похоже на имя модного бренда или высокотехнологичного предприятия. На самом деле оно было дано в честь самой быстрой солнечной частицы, которую изучают учёные в расположенной неподалёку Баксанской нейтринной обсерватории.

Вот мы и приехали в село Эльбрус. Было уже около четырёх часов дня, начинало темнеть. Мы остановились у отеля «Дом для друзей». Надолго задержаться я не смог, только зашёл по нужде. Если будете в тех краях, очень рекомендую этот хостел — его окружают невероятные пейзажи!

Выйдя из отеля, я по привычке стал искать кафе с Wi-Fi, чтобы понять, где нахожусь и куда двигаться дальше. Поскольку я был в Кабардино-Балкарии, мой оператор перевёл меня в роумиг, и мобильный интернет не работал (но, к счастью, звонки были доступны). Выяснилось, что я пошёл не в том направлении и сделал лишний километр. Уточнив дорогу у местных, я развернулся.

Обратите внимание: Пикап с лебёдкой дал понять кроссоверу мажоров кто «папа» на бездоре. Поучительная история ??⛓.

И тут началось самое сложное.

Пока я шёл, я пытался ловить попутки, но никто не останавливался. Сначала это не смущало: наученный предыдущим опытом, я был уверен, что скоро кто-нибудь обязательно подберёт. Но нет! Никто, абсолютно никто не реагировал на мой поднятый палец.

Я прошёл 6,3 километра в гору, полностью вымотанный и уставший.

До цели — Поляны Азау — оставалось ещё больше — 8,6 километра. Я остановился на остановке в полной темноте, окружённый лесом и высокими горами по обе стороны. Хорошо, что не встретил диких зверей. Меня охватила паника: «И что теперь делать? Где спать? Куда идти?». Это было ужасное чувство. Но, пересилив страх, я закурил, успокоился и, мысленно перебрав события дня, двинулся дальше, смирившись с мыслью, что помощи ждать неоткуда. Я был готов идти пешком.

И тут едет машина. Я обернулся и, ожесточившись, подумал: «Проезжай быстрее». Но она остановилась! *Как это работает?*. Из окна высунулся парень: «Садись, — сказал он, — не мёрзни!». Так мы и доехали до Поляны Азау.

Этот парень стал для меня очередным благословением и мотивацией не сдаваться. Без него оставшийся путь добил бы меня окончательно, так как силы были на исходе. Мне срочно нужно было найти ночлег.

Выйдя из машины и поблагодарив, я сразу же начал искать кафе с Wi-Fi. Найдя одно, я зашёл, но узнал новое правило: чтобы подключиться к сети, нужно что-то заказать. Я взял кофе, который мне и так был нужен.

На поиски жилья у меня оставалось три часа: было около семи вечера, а кафе работало до десяти. Ночевать на улице было холодно и страшно. Однако поиски не увенчались успехом. К тому же, у меня в кармане оставалась всего тысяча рублей, а чтобы подняться на эскалаторе и увидеть Кавказский хребет с величественным Эльбрусом — главной целью моей поездки — нужно было больше денег. Это было обидно. Дойти почти до конца и всё равно потерпеть поражение.

В последние минуты в кафе, приняв решение возвращаться домой, я встал из-за стола. Собрал вещи с осознанием, что весь этот путь предстоит проделать обратно. Это пугало, так как сил на обратную дорогу без отдыха у меня уже не было.

Обратный путь: Ночь, холод и неожиданные попутчики

Пройдя пару сотен метров, я видел на пути хостелы. Я понимал, что чем дальше от Азау, тем они дешевле, и надеялся на это. Выйдя на дорогу, я решил попытаться поймать попутку, чтобы уехать хотя бы на несколько километров. Остановился микроавтобус, и водитель предложил подбросить. Было странное ощущение: машина шла так плавно, будто не ехала, а летела, мягко входя в повороты. Я даже не чувствовал боковых перегрузок — то ли от усталости, то ли машина была действительно хороша для этой дороги.

Лёгкая эйфория закончилась у хостела, куда меня довезли. Снаружи здание выглядело солидно и красиво. Каково же было моё удивление, когда внутри на ресепшене никого не оказалось. Сбросив груз, я подошёл к стойке, прочитал информацию об отеле и книгу жалоб. Посидев на диване в ожидании, я понял, что никто не придёт, собрался и вышел. Осознание обратного пути не радовало...

Я шёл недолго, пока не наткнулся на большое тело на земле. Из-за плохого зрения я не сразу разглядел, кто это. Подойдя ближе, я понял, что это большая собака. Возможно, не чистокровная, но похожая на акбаша — с белой головой.

У меня был кусок хлеба; отдав его собаке, я пошёл дальше. Как только я забыл о ней, она дала о себе знать, резко ударив меня лапой по руке. Удар был такой силы, что я сначала подумал, будто меня задела машина (я шёл по обочине). Так мы и прошли вместе пару километров. Благодаря её слуху и нюху я не боялся, что на меня кто-то нападёт. Она всё время обгоняла меня на несколько десятков метров, садилась и ждала, смотря на меня так, словно говорила: «Чувак, всё чисто, двигай быстрее!» :D Я подходил, гладил её, и она повторяла этот манёвр, пока я не поймал попутку. Было жалко расставаться с таким мотивирующим компаньоном, но радовало, что она выглядела здоровой.

Машина остановилась. Я открыл дверь и сказал, что мне нужно в сторону Нальчика, а это сто тридцать километров. Будучи измотанным, я мысленно умолял водителя подобрать меня, и в ответ услышал: «Садись, подкину». Сев в машину, я расслабился с мыслью, что теперь я в тепле и еду, а не иду... Как и все водители, он начал задавать типичные вопросы автостопщику, а мне оставалось лишь отвечать на его неторопливый голос. Мы проехали с ним девяносто километров до села Заюково. Мне снова крупно повезло с попутчиком: я успел и поговорить с ним, и даже поспать около часа.

Мы остановились на заправке. Я пошёл в магазин за водой, а мой водитель заговорил на кабардинском языке с молодым парнем. Когда я вышел, тот парень подошёл ко мне и сказал: «Садись, я как раз до Нальчика». Мне опять повезло.

С новым водителем мы проехали следующие тридцать девять километров. По пути, конечно, общались. Он очень любил скорость: мы ехали на ВАЗ 21099, где максимум на спидометре — 180 км/ч, а он выжимал 160–170. И не по прямой, а на плавных поворотах и даже на участках с предупреждающими знаками! «Не бойся, я хорошо вожу», — сказал он, заметив, как я ищу, за что ухватиться. К счастью, он сбросил скорость, а может, я просто привык — человек ко всему привыкает — и стало спокойнее.

По моему опыту, люди в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии очень отзывчивые и всегда готовы помочь. Конечно, без недоброжелателей не обошлось, они есть везде.

И вот я в Нальчике, время — 01:20 ночи. До Армавира, где я тогда жил, оставалось около трёхсот километров. Спасением мог быть только автовокзал. Но, как и следовало ожидать, он был закрыт, а интернет, как вы помните, у меня не работал, если только кто-то из местных не раздаст Wi-Fi.

Тут я вспомнил про кафе «Istambul», где уже был по дороге туда. Оставалось надеяться, что их сеть всё ещё работает. Я подошёл к витрине, включил поиск сетей — и он нашёл знакомую точку доступа! Я начал искать самые дешёвые хостелы, но по доступной мне цене ничего не нашёл и вызвал такси до остановки в четырёх километрах от автовокзала — туда, где меня подбирали, когда я ехал из Нальчика в Баксан. Теперь мне нужно было ловить попутку в сторону Пятигорска. Здесь удача улыбнулась почти сразу: остановился минивэн, пообещали подбросить километров на двадцать пять. Выбора не было, я согласился, и мы поехали.

Меня высадили на какой-то остановке — я не знал, где нахожусь, — но сказали, что здесь лучше ловить машину в моём направлении. Ладно. Вокруг крутились таксисты, от которых я отбивался как мог. Наконец они отстали. Из-за угла выехал ещё один минивэн, и на мой жест он подъехал. Я спросил, куда они направляются; оказалось, едут к другу в Сочи, а это как раз по моей дороге домой. До Армавира оставалось около двухсот пятидесяти километров. Я спросил, подвезут ли, они согласились, и я моментально отрубился в машине.

Меня разбудил водитель. Мы подъезжали к Лабинску по трассе М4 «Дон» — той самой, с которой начиналась моя история. Я вежливо попросил высадить меня на выезде на Армавир — они охотно согласились. Я выдохнул; эмоционально истощённый переживаниями этих дней, я уже плохо соображал. На месте я вызвал такси и наконец-то добрался домой.

В заключение хочу сказать: решения, принятые сгоряча, часто чреваты неприятностями. Но, как говорится, новичкам везёт :)

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Моя история. Автостопом с Армавира до поляны Азау (г.Эльбрус)..