Меня зовут Сергей Болашенко. Я, пожалуй, самый известный в русскоязычном пространстве исследователь истории железных дорог, создатель крупнейшего тематического сайта «ОПИСАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА». В прошлом я был одним из самых активных путешественников (все мои поездки задокументированы в хронологии на сайте). И сейчас, опираясь на свой огромный опыт, могу с уверенностью заявить: самое тяжелое и ужасное, что можно себе позволить, — это надолго покидать дом. Длительная отлучка — это невероятно болезненно и психологически изматывает.
--------------
Как долго можно быть в пути?
Разумная продолжительность поездки — чем короче, тем лучше. Но как быть с маршрутами, где быстро добраться невозможно? Например, до Воркуты наземным транспортом — это двое суток в пути, причем ехать в одном поезде все это время не стоит, нужно делать пересадки. Местный аэропорт почти не работает, а редкие перелеты стоят баснословно дорого.
Или другой пример: Москва — Южно-Сахалинск. Прямой перелет занимает около девяти часов, но после него требуется целые сутки, чтобы прийти в себя и отдохнуть. А чтобы добраться от Южно-Сахалинска до Охи на севере острова, нужны еще сутки.
От чего зависит переносимость поездки?
То, насколько тяжело дается путешествие, сильно зависит от обстановки. В незнакомой языковой среде, особенно в холодное время года, чувствуешь себя гораздо хуже, чем в комфортных условиях: при +20°C, без дождя и комаров, слыша вокруг родную речь. Крайне негативно на состояние влияет необходимость пользоваться автостопом — это просто отвратительный способ передвижения, который надолго выбивает из колеи и портит все впечатление. Долгое нахождение в пассажирском поезде тоже тяжело переносится.
Ситуация резко ухудшается, если попадаешь в район без мобильной связи. К сожалению, такое часто случается в удаленных местах, где сохранились лесовозные узкоколейки, как, например, Чепецкая узкоколейная железная дорога.
Главный вывод, который я сделал: самая большая ошибка в моей жизни — это чрезмерно долгие отлучки из дома.
Мой лимит и правила
Исходя из этого, я установил для себя жесткий лимит: максимальная продолжительность одной поездки — десять дней. Это по-прежнему очень тяжело и болезненно, но это более-менее разумный срок. Если его превысить, психологическое состояние резко ухудшается. Я невероятно тяжело переживаю разлуку с домом, это жуткое чувство. Путешественники, которые уезжают на месяцы, вызывают у меня шок одной только мыслью об их образе жизни.
Мои правила путешествий сформировались на основе этого опыта:
Дальний транспорт (из Москвы): Только самолет! Даже в такие места, как Воркута, где билеты стоят безумных денег. Обратно — не всегда, потому что это жесткая привязка к дате, что тоже неудобно. Но для регионов восточнее Енисея — только самолет в обе стороны.
Ближний транспорт: Поезда, по возможности сидячие, и не более восьми часов в каждом. Там, где их нет, иногда лучше пройти пешком, чем опускаться до автостопа. Пешком я хожу обязательно вдали от машин — по тихим сельским дорогам!
На автомобиле лучше не ездить: это опасно, машина может сломаться, время тратится впустую, потому что ты не можешь заниматься ничем, кроме управления. В поезде я могу работать, а во время пешей прогулки — читать на ходу.
Практические примеры планирования
Допустим, ты хочешь детально изучить объекты на Сахалине: на севере (Оха), в центре (Поронайск) и на юге. На каждый объект нужно минимум три дня.
Это значит, что потребуется три перелета по маршруту Москва — Южно-Сахалинск — Москва. К трем дням на месте прибавятся еще примерно по два дня на дорогу в каждую сторону. Да, добираться долго и дорого. Но иного разумного выхода нет.
Оха, Сахалин. Фото с сайта http://infojd.ru/19/ohanogliki.html. Дорога сюда из Москвы занимает двое суток, если учитывать необходимый отдых после долгого перелета. Если изучать этот объект, то остальные сахалинские достопримечательности придется оставить на другую поездку.
Или другой пример: ты хочешь проехать на двух последних пассажирских поездах дальнего следования в Бразилии. Они находятся в противоположных концах этой огромной страны (подробнее: ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ БРАЗИЛИИ).
Значит, нужно запланировать две отдельные поездки. Да, перелет в Бразилию стоит минимум 60 000 рублей, плюс около 20 000 на внутренние перелеты. Да, после каждого такого перелета нужен день на отдых. Но ничего не поделаешь — так будет правильнее для психики.
Я сам был в Бразилии пока только один раз: четыре дня на месте и примерно столько же на перелеты с обязательным отдыхом после них.
