Планета Татуин в Казахстане: Путешествие в сюрреалистический мир

Наш путь начался от Шетпе, где мы выехали на хорошую трассу Актау — Бейнеу, а затем свернули в бескрайнюю степь, направляясь к солончаку Тузбаир. Сор — так здесь называют пересохшее соленое озеро, и именно он стал нашей целью.

Первая встреча с фантастическим миром

Свернув с трассы, мы оказались в невероятной белой долине, окруженной причудливыми останцами. Пейзаж был настолько неземным, что напоминал декорации к фантастическому блокбастеру или мир из продвинутой компьютерной игры. Мы двигались между аккуратных желтых холмов, дорога круто пошла вверх и внезапно оборвалась. С вершины открывался вид на водную гладь вдали, но до нее было несколько километров пешком. Мы решили вернуться в ту самую чудесную долину — уютное место, защищенное со всех сторон белыми скалами. Там царила абсолютная тишина, лишь следы копыт на земле говорили о редких посетителях этих мест.

Пока Макс разбивал лагерь и устанавливал палатку, мы с Людой отправились в сторону соленого озера. Мы спустились с песчаных холмов по руслу весеннего ручья, прошли узкой долиной и... очутились на другой планете. В лучах заходящего солнца пейзаж напоминал Татуин из «Звездных войн» — настолько все было нереальным и сюрреалистичным. Я не могла сдержать эмоций, смесь восторга и легкого страха вызывала непроизвольные возгласы.

Русло ручья извивалось причудливыми зигзагами, а меловые скалы по берегам были похожи на произведения древних скульпторов. В них угадывались ниши с колоннами, барельефы, напоминающие то ли вождей и царей, то ли оскаленные морды пришельцев из «Чужого». Из белой, растрескавшейся на солнце почвы росли странные бледные растения, похожие на триффидов из знаменитого романа, и яркие фиолетовые цветы. Встречались и целые куски чистого мела, будто разбросанные великаном.

Долина белой земли

Выбравшись из русла ручья, мы попали в обширную долину. Ощущение нереальности усиливалось из-за белоснежной почвы — подсознание ждало, что растения произрастают из темной земли. А здесь темно-серая полынь и ее сородичи были равномерно разбросаны по идеально белому полю. Закатный свет золотил отдельные белые и желтые утесы, которые стояли, как скульптуры в парке: один напоминал низкую монгольскую юрту, другой — причудливый индийский храм, третий — буддийскую ступу, а четвертый — загадочного сфинкса.

Мне уже хватило этих невероятных впечатлений, да и солнце садилось быстро, но Люда уговорила меня «быстренько» дойти до самой воды. Около сорока минут мы пересекали долину. Я не жаловалась, но внутри росла тревога: возвращаться по сложному рельефу в темноте было бы страшновато, да и Макс наверняка начал бы волноваться. Обойдя несколько глубоких оврагов, мы вышли к высокому обрыву над озером. Спуска к воде с этой стороны не оказалось.

Обратите внимание: Самое популярное блюдо в Иркутске: позы. Пробую и рассказываю о впечатлениях и о рецепте.

В этот момент солнце окончательно скрылось за горизонтом.

Казалось бы, тут должна была начаться драма, но, к нашему удивлению, мы благополучно вернулись к лагерю. Макс уже приготовил волшебную жареную картошку, которая ждала нас в сгущающихся сумерках. Сверху мы заметили глубокое ущелье, которое, по нашей логике, должно было вести к озеру. Так родился план на завтра — общий пеший поход для исследования Татуина.

Утро на планете Татуин

Перед сном мы, конечно, поклялись встать в пять утра, но в итоге все проспали. Ночью я сквозь сон слышала, как мимо палатки, тихо принюхиваясь, прошла лошадь. А утром, в полукилометре от нас, на скудной степной траве материализовался целый табун полудиких лошадей. Они мирно паслись, совершенно не обращая на нас внимания.

Свернув лагерь и заперев машину, мы втроем спустились в ту самую чудесную долину. В утреннем свете она выглядела иначе, но не менее фантастично. Со второй попытки мы нашли спуск в большое сухое русло в ущелье, по которому и планировали дойти до воды. Уступы и пороги, промытые не за один год, красноречиво говорили о мощи весенних потоков воды и жидкой глины. Первый же водопад оказался настолько высоким, что спускаться по нему было страшновато.

Стены русла постепенно смыкались над нами. В какой-то момент пришлось идти боком, потом протискиваться, а затем дно резко обрывалось метровым уступом вниз, и стены почти сомкнулись над головой. Люда спускалась бесстрашно, а я начала ощущать легкое давление стен, но все же последовала за ней. Через несколько метров поток снова обрывался водопадом. Прыгать вниз было опасно, а забраться обратно без специального снаряжения — и вовсе невозможно. Пришлось повернуть назад.

Выбравшись наверх, мы пошли вдоль края этого провала. Удобного спуска к воде мы так и не нашли — лишь полюбовались на сор Тузбаир с высоты. Зато Максу повезло найти рог джейрана, который он потом не выпускал из рук. Мы попили воды, любуясь неподвижной гладью солончака, и случайно вспугнули трогательную птичку (похожую на молодую куропатку), которая стремительно убежала, быстро перебирая тонкими ножками.

Прощание с чудом

Солнце припекало все сильнее, но покидать долину нам не хотелось. Я не люблю часто употреблять слово «красота», но здесь оно само просилось на язык. Не могу сказать, что мечтаю жить среди этих белых гор и полынных степей, но вернуться сюда я хочу непременно. У меня есть ощущение, что если долго-долго сидеть на вершине одного из этих холмов, то можно понять что-то очень важное.

А наше путешествие в тот день достигло символической отметки: мы повернули обратно, в сторону российской границы.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Самое красивое место в Казахстане — планета Татуин.