В этом году для отельного бизнеса России эпидемиологические ограничения обернулись сначала катастрофическими потерями, а затем неожиданным ростом потока туристов. А для многих туристов это лето стало летом открытий. Закрытие границ в связи с эпидемией коронавируса подтолкнуло многих наших соотечественников изменить своим привычным планам на отпуск заграницей. А летние отпуска в этом году продолжались до конца сентября, и погода нам всем в этом благоприятствовала. Весь сентябрь было тепло и солнечно на большинстве курортов.
Общаясь с гостями нашего отеля в Сочи я неожиданно для себя узнал, что многие из них раньше НИКОГДА до этого не проводили свой отпуск в России и ни разу не были в Сочи. Часть наших гостей не была на курортах юга России с 90-х годов. Так какое же впечатление произвел на них наш курорт и готовы ли они снова отдыхать у нас?
Очень порадовало то, что фактически все, кого я об этом спрашивал, остались очень довольны своим отдыхом. Один их наших гостей рассказал следующее: «Я последний раз отдыхал в Сочи в 92 году. После этого мы каждый год ездили с семьей или в Турцию, или Европу. Я не знал, что у нас в стране есть такой сервис и такая инфраструктура. Мое мнение о Сочи кардинально изменилось в лучшую сторону. Думаю, мы в следующий раз снова приедем к вам.» И это не единичное мнение. Фактически все наши гости отметили, что город стал чистым и ухоженным, появилось множество новых туристических объектов, построены новые дороги, стали комфортными и благоустроенными пляжи. И конечно же, что улучшились сервис и клиентоориентированность отелей. Общее впечатление отдыхавших – «очень все понравилось». Вы не представляете, как приятно нам все это слышать.
В этом году в нашем отеле отдыхали также гости из США, Швейцарии и Израиля. Все они как один заявили, что просто в шоке и восторге от своего отдыха и не ожидали такого высокого сервиса. Видимо стереотипы о пьяных медведях с балалайками еще не полностью искоренены :)
Я знаю, что сейчас меня «закидают помидорами», так как многие читатели в принципе не считают возможным отдыхать в России. Думаю, что они смогут привести множество примеров несоответствия «отечественного» отдыха их ожиданиям. Российские туристы за последние десятилетие стали существенно более требовательны к качеству обслуживания, уровню сервиса и развитию инфраструктуры курортов и отелей. Времена, когда советский человек был рад потрепанной раскладушке в сарае без удобств у моря – прошли. И я надеюсь, прошли безвозвратно. В результате сами отели вынуждены работать над тем, чтобы соответствовать этим строгим требованиям. Сталкиваясь по работе с коллегами, я замечаю, что к большинству из них пришло понимание, что значит «бизнес гостеприимства». Мне сложно судить обо всех наших курортах. Но я вижу, что большинство отелей (и больших, и даже совсем маленьких) в Сочи предоставляют достаточно высокий уровень сервиса и реально жестко конкурируют в этой сфере между собой.
А теперь немного скучной статистики. Согласно данным Российского союза туриндустрии (РСТ), около 10 млн. россиян отдохнули на юге страны за летний сезон 2020 года. Самыми популярными направлениями для туристов стали Крым и Краснодарский край. По данным опроса ВЦИОМ большинство россиян, отдыхавших этим летом, остались довольны своим отдыхом - 90% против 10% недовольных. Тем, кто отдыхал в России в этом году, более всего понравились погода и климат (20%), природа (20%) и море (15%). Менее всего их удовлетворили цены (16%), уровень сервиса (10%) и качество дорог или пробки (10%). За последние пять лет условия отдыха внутри страны изменились в лучшую сторону, по мнению 46% россиян.
В среднем вероятность того, что они порекомендуют отдых по России своим друзьям или знакомым, отдыхавшие в этом году оценили в 8 из 10 баллов – что очень неплохо!
Буду рад прочитать, насколько вы остались довольны своим отдыхом на курортах нашей Родины, что понравилось, и готовы ли вы в будущем отдыхать и проводить отпуск в России?