Позиционирование - это маркетинговое действо, применяемое чаще всего крупными туроператорами в выездном туризме. Теоретические материалы, найденные мной в рунете, на базе которых я готовил данный контент - все так же ссылаются на примеры из “отправки” - касается ли это агенств или крупных консолидаторов.
В связи с тем, что все больше туркомпаний самостоятельно выходят в голубой океан интернета и начинают заниматься продажами своих туров сегменту B2C (то есть напрямую туристам и путешественникам), тема позиционирования себя и своих продуктов становится актуальна и для въездного туризма. Вернее она становится универсальной, поэтому мы сливаем воедино понятия “туроператор-консолидатор” и “ground touroperator”, как, впрочем зачастую и есть в малом бизнесе.
Итак, как мы уже поняли из целей, туроператор может проводить позиционирование на двух уровнях — на уровне турпродукта (ориентированное на формирования общественного мнения о конкретном предложении) и на уровне фирмы (ориентированное на формирование мнения потребителей о самом туроператоре).
Очевидно, что позиционирование на различных уровнях зависит друг от друга (так мнение потенциальной аудитории о туре определяет мнение и о самом его разработчике). Поэтому, к примеру, невозможно одновременно позиционировать свои туры как бюджетные и при этом пытаться стать в сознании потребителей оператором, обслуживающим VIP-клиентов. Аналогично нельзя длительно позиционировать себя как компанию занимающуюся внутренним туризмом, а потом ждать активного отклика от своего круга клиентов на предложения отдыха за рубежом.
Позиционирование на уровне тура может проводиться:
• по атрибуту — ссылка при позиционировании на общеизвестные факты, влияющие на позитивный имидж тура или направления:
“National Geographic включил Узбекистан в список Топ-10 стран мира, заслуживающих посещения” (kailash.ru)
• по целям отдыха — создание общественного мнения о туре или направлении как о максимально подходящем для удовлетворения той или иной цели путешествия:
“Археологическое путешествие по Узбекистану” (manzaratourism.com);
• по потребителям - тур позиционируется как наиболее подходящий и доступный для различных категорий потребителей: “Тур для Русского Мужика” (OrexCA.com);
• основанное на мотивации к чувствам потребителей:
“Country of Life” – широко используемый девиз, введенный Национальной турадминистрацией Грузии;
• по конкурентам - тур позиционируется как явная противоположность идентичным турам:
“Аренда авто с водителем - туры в Узбекистан” (vipx.uz).
Позиционирование на уровне туроператора, как уже было сказано, ориентировано на формирование общественного мнения о самой фирме и может проводиться по следующим принципам:
• по атрибуту:
“Международное туристическое агентство Advantour предоставляет эксклюзивные, индивидуально разработанные туры...” (advantour.com)
• по конкурентным преимуществам туроператора:
“Туры в Узбекистан напрямую от местного туроператора «Азия Тревел”,
“Без посредников - Мы местный туроператор по Узбекистану и Ср. Азии с офисом в Ташкенте, а также прямой поставщик услуг с реальными ценами, без агентских накруток” (uzbekistantravel.ru)
• по формам сотрудничества с поставщиками туристических услуг (главное здесь не переборщить с употреблением в рекламных сообщениях фраз и терминов, не понятных потенциальным туристам, не являющимся профессиональными работниками отрасли):
“Для нас самое главное это безопасность наших гостей. Все наши автобусы застрахованы и оснащены ремнями безопасности для каждого пассажира.
Мы считаем, экологическая безопасность является основой успешного бизнеса (manzaratourism.com)
• по профилю работы — оператор позиционирует себя как узкого специалиста по работе с определенным направлением или видом туров:
“With Caravanistan, we aim to be the most complete, most up-to-date travel guide to Central Asia and beyond” (caravanistan.com)
• по потребителю — оператор позиционирует себя как специалист по работе с определенным сегментом потребительского рынка:
“Детские лагеря в Узбекистане на каникулы” (otpusk.uz)