Экскурсия в столетнюю канализацию: личный опыт посещения исторического коллектора

Приветствую всех. Давайте сразу представим: что первое приходит на ум при слове «канализация»? Наверняка большинство из вас мысленно увидели неприглядные картины и почувствовали характерный запах. И в целом, это ожидаемая ассоциация.

А теперь вопрос посерьёзнее: хотели бы вы оказаться в таком месте, которое скрыто глубоко под землёй, и не просто в современном тоннеле, а в историческом сооружении?

История водоотведения в России

В нашей стране системы водоснабжения и канализации развивались неравномерно. Если во второй половине XIX века в городах постепенно начали появляться централизованные водопроводы (пусть и с небольшой протяжённостью сетей), то об организованном отводе сточных вод речи долго не шло. Нечистоты из домов просто скапливались в выгребных ямах, которые выкапывали прямо во дворах.

Рождение «Красного туннеля» в Нижнем Новгороде

Ситуация начала меняться лишь в начале XX века. Именно тогда в Нижнем Новгороде стартовало строительство первой канализации. В 1914-1915 годах был возведён 600-метровый кирпичный тоннель, который местные жители прозвали «Красным туннелем». Он служил связующим звеном между бетонным коллектором на Ковалихинской улице и очистными сооружениями на волжском берегу.

Сегодня этот коллектор, конечно, уже не выполняет свою первоначальную функцию. Однако он не бездействует — теперь он работает как дренажная штольня. Грунтовые воды, просачиваясь сквозь кирпичные стены, приносят с собой минеральные частицы, которые оседают и образуют внушительные кальцитовые наплывы по краям старого сливного лотка.

Дренажные воды до сих пор находят путь в этот тоннель через специальные технологические отверстия — «сбойки» — и затем вытекают на поверхность по тому самому желобу. Этому инженерному сооружению уже перевалило за сотню лет, и оно представляет собой настоящий музейный экспонат под открытым небом, который мне посчастливилось исследовать лично.

Опасности, которые таят в себе коллекторы

Стоит понимать, что посещение действующих канализационных систем — занятие крайне рискованное. Трагическим напоминанием об этом стала гибель 27 июля 2020 года диггера Алексея Мегавольта и блогера Паши (Road to Film) в коллекторе Санкт-Петербурга. Важно отметить, что все системы разные, и опасности в них тоже различаются. Диггер Даниил Давыдов дал чёткое объяснение этой ситуации.

«Петербургская канализация отличается, например, от московской. Она объединяет и ливнёвку, и общесплавную канализацию со сточными водами, соответственно, всевозможными химическими добавками, реагентами и т.п. Именно их разложение могло привести к резкому вытеснению кислорода. Эти реагенты успели бы схлынуть, рассосаться, но диггеры оказались не в то время не в том месте. Жара тоже поспособствовала. Когда внутри шахты тепло, а снаружи холодно, воздух циркулирует за счёт разных температур, возникает тяга. В жару воздух застаивается», — пояснил Давыдов. (источник pronedra.ru)

В моём случае подобных угроз не было. Главной опасностью здесь могло стать лишь возможное обрушение вековой кирпичной кладки сводов и стен.

Внутри можно увидеть, как разрушается центральный бетонный лоток, по которому когда-то и стекали сточные воды. Раньше этот лоток был накрыт прямоугольными металлическими люками — через них рабочие и проводили обслуживание, прочищая возможные засоры.

Вдоль стен ещё сохранились металлические крюки. Скорее всего, на них крепился кабель для освещения, ведь обслуживать тоннель при свете керосиновых ламп было бы крайне неудобно. Примечательно, что эти крюки были установлены явно позже основного строительства.

Также бросается в глаза довольно скромная высота коллектора — всего около 1600 мм от дна лотка до потолка. Если представить, что лоток был закрыт люками, а его края забетонированы, то становится ясно: обслуживающий персонал мог передвигаться здесь, только согнувшись или практически ползком.

Это место — настоящая историческая реликвия, важная часть инженерного наследия Нижнего Новгорода. К сожалению, значительная часть входного портала уже обрушилась, хотя, судя по сохранившимся элементам, когда-то он имел весьма внушительный и даже величественный вид.

А сегодня вход в столетнюю канализацию выглядит так: