Заброшенные стратегические ракетоносцы Ту-22М3: воспоминания о былой мощи авиабазы Воздвиженка

Не так давно мы делились подробным рассказом о современном состоянии военной авиабазы «Воздвиженка» и судьбе её авиационных полков. Сегодня же я хочу показать вам серию фотографий, сделанных на этом же аэродроме несколько лет назад, когда на стоянках ещё можно было увидеть заброшенные многоцелевые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 с изменяемой геометрией крыла — некогда грозные машины, застывшие в ожидании своей участи.

Напомню, что в разное время здесь базировались два прославленных полка: 523-й Оршанский Краснознаменный авиаполк истребителей-бомбардировщиков, удостоенный орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского, и 444-й Берлинский тяжёлый бомбардировочный авиаполк, также отмеченный орденами Кутузова III степени и Александра Невского, который летал на многоцелевых ракетоносцах.

У самого въезда в гарнизон, как немой страж, установлен памятник — дальний бомбардировщик Ту-16.

На территории аэродрома

Давайте пройдём на территорию самого аэродрома.

Командно-диспетчерский пункт (КДП). Его внешний вид с тех пор практически не изменился.

Вот укрытия, где базировались истребители-бомбардировщики 523-го Оршанского авиаполка.

Главная цель — ракетоносцы

А вот и наша главная цель — стояночные места, где когда-то базировались ракетоносцы 444-го Берлинского тяжёлого бомбардировочного авиаполка.

Эти машины были утилизированы буквально пару лет назад. Именно поэтому мы не включили эти кадры в основной пост об авиабазе, решив посвятить этим некогда могучим «стальным птицам» отдельную публикацию — как последнее напоминание об их присутствии.

История создания Ту-22М3

В начале 1960-х годов перед советскими конструкторами встала сложная задача: создать многоцелевой самолёт, способный эффективно действовать на разных высотах и скоростях. Ключом к решению стало крыло изменяемой стреловидности, которое позволяло оптимизировать аэродинамику для различных режимов полёта.

Работы в ОКБ Туполева начались в 1965 году. Изначально проект рассматривался как глубокая модернизация существующего Ту-22К. Однако к 1967 году, в процессе разработки нового крыла, конструкция самолёта, получившего внутреннее обозначение «Изделие-45», претерпела такие изменения, что от первоначального прототипа почти ничего не осталось — это была уже принципиально новая машина.

Самолёт постоянно совершенствовался, появлялись новые модификации. Менялись не только двигатели и бортовое радиоэлектронное оборудование, но и сама конструкция планера. Апогеем развития стала модификация Ту-22М3, превратившая машину в стратегический многоцелевой дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, носитель ядерного оружия.

Ту-22М3 стала последней серийной модификацией, созданной в СССР, и до сих пор состоит на вооружении России, хотя уже разработана и проходит испытания её глубокая модернизация — Ту-22М3М.

Инфраструктура и упадок

Для обслуживания специального (в том числе ядерного) вооружения полка неподалёку от аэродрома была построена ремонтно-техническая база, где проводилась подготовка и обслуживание боеприпасов.

После расформирования полка и решения о консервации авиабазы в 2009 году, боевые машины, не подлежащие восстановлению, ещё много лет простояли на своих местах, постепенно разрушаясь под воздействием времени и стихии.

И лишь редкие энтузиасты, любители заброшенной техники и истории авиации, наведывались сюда, чтобы запечатлеть последние следы былой мощи.

Теперь от этих грозных машин не осталось и следа.

Авиабаза тогда и сейчас

В завершение давайте пройдёмся по территории авиабазы и сравним, как она выглядела около пяти лет назад с её нынешним состоянием.

Ангары и укрытия для самолётов, о которых мы также подробно рассказывали в одном из предыдущих постов.

Взлётно-посадочная полоса.

Площадка для заправки топливом.

Учебный корпус.

Штабное здание 523-го авиаполка истребителей-бомбардировщиков.

И пустующее, заброшенное здание, где когда-то располагался лётный тренажёр.

Более подробный рассказ об истории этого аэродрома, его полках и современном состоянии вы можете найти в нашем большом посте по ссылке.

Если вам понравился этот материал, поддержите нас — поставьте лайк, подпишитесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо, что были с нами. До новых встреч в наших следующих репортажах.