Сегодня мы расскажем про интересный командно-наблюдательный пункт "Объект 14315" береговой батареи №925 Советско-Гаванской военно-морской базы, построенный перед Второй Мировой Войной. Это по своему уникальный объект довоенной Дальневосточной фортификации с интересными особенностями.
С оккупацией Манчжурии в 1930-х гг. и выходом японских войск к границам СССР, а также превосходством японского флота на море, советское командование было вынуждено приступить к строительству различных береговых укреплений на Дальнем Востоке, предназначенных для предотвращения высадки десанта в готовящейся войне. Так для прикрытия военно-морских баз Дальнего Востока началось возведение новых береговых батарей. Не стала исключением и Советская Гавань.
Одной из таких батарей в обороне будущей Советско-Гаванской военно-морской базе стала береговая батарея №925, строительство которой началось в середине 1930-х гг. силами УНР-110 под названием "строительство № 68", а с 1938 г. она достраивалась строительным участком № 22.
Эта батарея контролировала входы в бухту Ванина и залив Советская Гавань. Она представляла из себя четыре разнесенных на 60 метров друг от друга орудийных блока нового типа, вооружённых 180-мм пушками в щитовой артиллерийской установке МО-1-180. Также на позиции был свой двухэтажный блок силовой станции, вынесенный на 80 метров в сторону от левого фланга.
О самой батарее мы уже писали подробный пост.
Но эта батарея не просматривалась со стороны моря и относилась к закрытому типу, а для наведения её орудий на цель был построен вынесенный на 2 км от позиции на мыс Весёлый командно-наблюдательный пост (КП 17Д), с уникальным для Дальневосточной фортификации решением. О нём мы сегодня и расскажем подробно.
Позицию КНП на мысе издали выдаёт возвышающаяся дальномерная башня, с которой хорошо просматриваются подходы с моря к бухте Ванина и заливу Советская гавань.
Что интересно, больше таких башен на Дальнем Востоке у подобных позиций не строили, хотя для западной части страны это было более распространённым решением.
Но как вы уже поняли, башня была лишь "вершиной айсберга". Под ней в земле располагался двухэтажный железобетонный блок командно-наблюдательного пункта, а ещё ниже проходила скальная потерна глубокого залегания с выходом к морю.
Сам двухэтажный подземный блок КНП был построен с расчётом на прямое попадание 203-мм снаряда.
Но прежде чем мы вернёмся к осмотру башни и других наземных частей, давайте спустимся в прохладное подземелье.
Вход в блок прикрывал коленчатый сквозник с разной шириной проёмов.
Входы в сквозник были прикрыты вот такими бойницами.
На входе были установлены бронедвери, за которыми находился тамбур-шлюз.
Вентиляционные отверстия в сквознике.
Верхний этаж был оснащён противооткольной защитой потолка из двутавровых балок с вставками между ними полос из котельного железа.
На нём располагались различные штабные помещения, фильтро-вентиляционная установка и гальюн с душевой, а также выходы к двум бронерубкам на поверхности.
Спуск на нижний этаж осуществлялся по скоб-трапу в таком большом проёме.
Там располагались центральный пост, оснащённый комплексом приборов управления стрельбой "Баррикада" с трансформатором азимута-дистанции, помещения личного состава, собственный дизель-генератор, а также мазутный отопительный котел.
В паре помещений даже сохранились половинки двух гермодверей. Раньше вода стояла выше и черметчики их попросту спилили по воду.
Рядом с помещениями личного состава есть ещё небольшая комнатка, в которой располагалась шахта, ведущая в скальную потерну.
И конечно мы спустимся вниз.
Потерна расходилась в две стороны и служила для прокладки кабелей и труб со стороны позиции батареи, а также как потайной выход на берег к соседствующему мысу Низкий.
Сначала пройдёмся в сторону позиции батареи.
Узкая потерна изгибаясь уходит в темноту.
Здесь проходили силовые кабеля и кабеля передачи данных для стрельбы, а также несколько водопроводных труб.
Ближе к концу посреди потерны установлена стена с амбразурой для ведения подземного боя.
Этот участок потерны заканчивается поворотом под углом 90 градусов.
Где находились кабельные вводы из траншеи, проходящей по низине и потом опять "ныряющей" в другую скальную потерну самой батареи.
Возвращаемся и идём по ней в другую сторону к мысу.
Здесь потерна уже чуть шире.
По пути встречается небольшой блок. Судя по рамам тут вероятно стояло ещё два дизеля или больших насоса.
Здесь раньше была установлена овальная гермодверь.
В потерне также установлена стена с амбразурой.
За которой находилось ответвление кабельных вводов, а следом ещё одна стена с амбразурой.
Далее показался свет выхода на берег в основании мыса Низкий.
Эта часть потерны была много лет затоплена и забита намытым штормами грунтом и мусором, но теперь проползти можно.
Здесь даже уцелела старая ржавая овальная гермодверь, правда наполовину замытая грунтом.
Будни диггера. :)
Ну и так собственно выход к морю.
Ну а теперь вернёмся к башне.
В углублениях железобетонного покрытия по углам блока раньше располагалось две бронерубки КБ-250, изготовленных Ижорским заводом. Одна рубка предназначалась для командира батареи, вторая для командира артиллерийского дивизиона. Наблюдательные амбразуры были остеклены толстыми стёклами, а в плите покрытия рубок имелись отверстия для установки командирских визиров ВБК-1. К сожалению сами рубки давно распилены черметчиками.
А с левой стороны за одной из бронерубок была установлена эта дальномерная башня.
Единственная в своём роде на Дальнем Востоке, которая к тому же вероятно очень скоро будет уничтожена вместе с командным пунктом, т.к. на мысе уже началась вырубка леса для дороги под строительство нового угольного терминала на этом месте.
И конечно мы слазали наверх.
От бывшего кругового мостка остались лишь ограждения да металлические балки.
Сама вышка была оборудована не только дальномером, но и артиллерийским визиром.
Также внутри было три амбразуры для наблюдения.
В послевоенное время надобность в береговой батарее № 925 отпала, а соответственно и в этом КНП, и эти объекты были законсервированы, а в 1972 г. расформированы.
Ну а после распада СССР окончательно брошены и распилены черметчиками.
А теперь этот объект и вовсе может перестать существовать даже в таком виде из за строительства на мысе угольного терминала.
А за КНП над лесом возвышалась ещё одна странная штука. Вот такая наблюдательная вышка, выполненная, как ни странно, из монолитного железобетона.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.