Сегодня я хочу поделиться впечатлениями от посещения места, которое оставило во мне глубокий след — совмещенного центрального вокзала Сухума. Это здание, построенное в середине 1950-х годов в величественном стиле «Сталинский ампир», когда-то было настоящим транспортным сердцем Абхазии. Железнодорожный вокзал занимал западное крыло, а автовокзал — восточное. Сложно поверить, глядя на архивные снимки, какая здесь кипела жизнь.
Контраст эпох: от оживленного хаба до тишины забвения
А теперь перенесемся в наши дни. Разница поражает. Если в советское время здесь толпились отдыхающие, спешившие к морю, то сейчас даже в разгар туристического сезона царит почти гробовая тишина. Пассажирское сообщение с Россией свелось к минимуму, и здание, по сути, стоит заброшенным. Лишь редкие автобусы, словно по старой памяти, все еще отправляются с привокзальной площади, поэтому его фасад многим гостям республики может быть знаком.
Несмотря на общее запустение, строение сохранилось относительно неплохо. Отчасти это объясняется тем, что внутри размещается опорный пункт местной милиции, что, видимо, отпугивает вандалов и спасает от полного разграбления и замусоривания.
Внутри храма путешествий: следы былого величия
Давайте заглянем внутрь. Помещения, конечно, обветшали и остро нуждаются в комплексной реставрации. Но если сравнивать его с другими заброшенными вокзалами Абхазии (ссылку на подборку я оставлю в конце), то состояние этого все еще оставляет призрачную надежду на возможное возрождение.
Интересно, что исторических фотографий фасада сохранилось множество, а вот снимков интерьеров я почти не нашел. Возможно, когда-то существовали запреты на съемку в таких местах. Но, думаю, дело скорее в технических сложностях: старым фотоаппаратам было непросто справиться со слабым освещением в просторных залах.
Поэтому, без архивных кадров, нам остается лишь воображать, как прекрасно и торжественно выглядели эти залы в дни своего расцвета.
Однако даже эти «остатки былой роскоши» — лепнина, фрагменты отделки, массивные конструкции — красноречиво говорят о богатстве и размахе прежних интерьеров. Больно видеть, как все это медленно превращается в руины.
Одно из крыльев здания пережило пожар. Его перекрытия полностью обрушились, а потолки в соседних залах навсегда почернели от копоти.
Рельсы в никуда и память о поездах
Сегодня железнодорожные составы — редкие гости у этих платформ. Но старые фотографии ясно дают понять: так было не всегда. Любопытная деталь: от советского железнодорожного наследия в Абхазии долгое время оставалось множество пассажирских вагонов, которые ржавели на импровизированном «кладбище поездов» неподалеку. Эти немые свидетели прошлого были убраны лишь в последние годы.
Для меня это место — живое воплощение «концентрированной тоски», самый яркий символ утраченного советского наследия и его уникальной эстетики, застывшей между жизнью и небытием.
Галерея деталей: погружение в атмосферу
Для тех, кто, как и я, находит в этой печальной красоте что-то завораживающее, добавлю галерею с дополнительными фотографиями. Здесь — детали, закоулки, все те мелочи, из которых складывается дух этого заброшенного пространства.
Надежда на спасение памяти
Искренне надеюсь, что железнодорожные вокзалы Абхазии удастся сохранить. Они — не просто здания, а часть нашей общей истории, культурное наследие, пусть и оставшееся по ту сторону границы. Увы, рассчитывать можно лишь на частных инвесторов и меценатов. Сложно представить, что средства будут вкладываться в объекты за рубежом, когда в самой России тысячи архитектурных памятников также находятся на грани исчезновения и ждут помощи.
Спецпроект: #заброшенные вокзалы абхазии
Каталогизация: #urbexabkhazia (все заброшенные места региона)
