Приглашаю вас на виртуальную прогулку по территории бывшего Миньярского метизно-металлургического завода. Это место, где 230 лет истории буквально лежат в руинах. Давайте вместе пройдем сквозь время: я покажу, как выглядело это градообразующее предприятие в эпоху его расцвета и в каком печальном состоянии оно пребывает сегодня.
Истоки на берегах Сима и Миньяра
Разрешение на строительство завода было выдано Берг-коллегией ещё 6 мая 1771 года промышленникам Ивану Твердышеву и Ивану Мясникову. Копия этого исторического указа до сих пор хранится в Оренбургском государственном архиве. Однако к работе предприятие приступило гораздо позже, лишь в 1784 году, после того как утихло восстание Емельяна Пугачёва, нанесшее серьёзный удар по уральской промышленности.
Завод возвели в стратегически важном месте — у слияния рек Сим и Миньяр. Мощная плотина, построенная одновременно с основанием поселения, создала большой пруд, чья вода приводила в движение все основные механизмы предприятия.
Тяжёлый труд и смена владельцев
На заводе в изнурительных 12-часовых сменах трудились более 1200 человек. Условия были каторжными, но выбора у людей не было. Рабочих, которых уральские промышленники покупали примерно по 50 рублей за душу, рассматривали не как людей, а как часть оборудования, средство для производства.
Эпоха была суровой — даже состоятельные люди жили недолго. Основатели завода Твердышев и Мясников не дожили до его запуска. К моменту выпуска первой продукции — скоб, гвоздей, полозьев, топоров и кровельного железа — заводом уже владела Ирина Бекетова, дочь Ивана Мясникова, известная своей благотворительностью. Она передала предприятие в качестве приданого своей старшей дочери, а фактическим управляющим стал муж последней — А.Д. Балашов.
Поначалу это была не полная передача прав, а лишь доля. В полную собственность рода Балашовых завод перешёл позже, когда сын Ирины, Иван Бекетов, продал Миньярский железоделательный завод вместе с металлургическим предприятием в Симе.
Сложно сказать, являются ли уцелевшие до наших дней цеха постройками дореволюционной эпохи, но их архитектура выглядит очень характерно для того времени.
Революция, войны и советская эпоха
Практически вплоть до революции 1917 года завод оставался в руках семьи Балашовых. Лишь в 1913 году братья Николай и Иван, перебравшиеся в Санкт-Петербург, продали предприятие акционерному обществу заводов Симского горного округа. Но под новым управлением завод проработал недолго — в 1917 году его национализировали.
Сказать, что революция пошла заводу на пользу, нельзя. Лишь к 1925 году удалось выйти на показатели производства, которые были до 1917 года. Однако затем, вплоть до приватизации, объёмы только росли. Строились новые цеха (в 1927 году — цех холодной прокатки стальной ленты, в 1930 — цех крепежа), и предприятие расширялось. Главной специализацией в советские годы стал выпуск металлических метизов.
Особенно интересна роль завода в годы войн. В 1914 году, с началом Первой мировой, здесь выпускали корпуса для ручных гранат и «стаканы» для снарядов. Техническая документация на эту продукцию не потерялась и хранилась в заводском архиве, что оказалось бесценным в годы Великой Отечественной войны.
В суровые годы ВОВ на предприятии производили танковые болты для легендарных Т-34, сверхточные детали для «Катюш», пульную холоднокатаную ленту и шарикоподшипниковую проволоку. Многие рабочие выполняли по 200% суточной нормы — всё для фронта, всё для Победы. Немалую роль в этих успехах сыграли эвакуированные специалисты и оборудование с заводов центральной России, например, с московского завода «Серп и Молот».
Иногда можно услышать мнение, что роль советской индустриализации преувеличена, а основные заводы были построены ещё до революции. Это лукавство. Действительно, СССР получил большое промышленное наследство, но им сумели грамотно распорядиться и вывести на новый уровень.
Вершина славы и специализированная продукция
За советские годы завод совершил огромный скачок: от выпуска простейших изделий вроде кровельного железа, гвоздей и подков до производства деталей для ключевых гигантов машиностроения — ЗИЛа, КАМАЗа, ВАЗа. Четверть продукции маркировалась знаком качества. Ножовочные полотна, производство которых освоили в 1965 году, были удостоены медали на ВДНХ. Предприятие не стояло на месте, а постоянно развивалось.
Сейчас в это трудно поверить, но Миньярский метизно-металлургический завод (МММЗ) был единственным в стране предприятием, выпускавшим фуродитную ленту для нужд космической промышленности. Его история полна настоящих трудовых подвигов.
В 1984 году, когда завод праздновал своё 200-летие, ему был вручён орден Трудового Красного Знамени. Наверное, в огромном актовом зале, вмещавшем всю производственную смену, и объявляли о вручении этой высокой награды.
Закат и превращение в руины
Кто-то считает, что завод погубили его масштабы, не позволившие работать «на низких оборотах» в условиях падения спроса. Другие винят устаревшее оборудование и обветшавшие фонды. Но это не совсем так. Технологии МММЗ позволяли выпускать продукцию как крупными партиями в тоннах, так и мелкими — вплоть до нескольких килограммов. Этому во многом способствовала установленная специалистами из ГДР линия «Зундвиг» и масштабная реконструкция прокатно-термического цеха, проведённые накануне распада СССР. После этого значимых инвестиций в инфраструктуру, насколько мне известно, не было.
Организация была ликвидирована 24 октября 2002 года. Группа компаний «Мечел» решила не восстанавливать предприятие после сильного наводнения того года и инициировала его банкротство. Сейчас остатки заводской территории принадлежат нескольким частным фирмам, а самую большую часть выкупил «Миньярский завод инструментов».
Примерно пять лет назад начался снос заброшенных корпусов, но вскоре работы внезапно остановились. С тех пор состояние построек практически не меняется.
На последних страницах своей истории завод превратился в большую лесопилку. Вместо металла здесь теперь пилят уральский лес. По всей территории — отвалы древесной трухи, в цехах и вокруг них лежат сотни брёвен. Впрочем, это хоть какое-то производство на месте былого гиганта.
Эхо былой славы
В завершение предлагаю вам взглянуть на девять фотографий из славного прошлого завода. Я нашёл их среди руин административного корпуса — старый информационный стенд был покрыт пылью и завален грудой бумажных плакатов.
Влажность и время оставили свой след на этих снимках, но я постарался сделать их максимально читаемыми. На этом всё, спасибо, что прошли этот исторический путь вместе со мной!
Каталогизация: #urbexrussia (заброшенные места нашей Родины) Спецпроект команды: #реквиемпозаводу
