Хочу поделиться впечатлениями от недавней поездки. Мне посчастливилось в деталях изучить модернизированный вертолёт Ми-8АМТШ во время масштабных учений Воздушно-десантных войск под Рязанью, куда я отправился в качестве фотографа.
Пока я работал, снимая технику, эти машины как раз доставляли на полигон высокопоставленных командиров, тех самых, что с «большими погонами».
Глубокая модернизация легенды
Ми-8АМТШ — это серьёзно переработанная версия легендарного Ми-8, чья конструкция давно доказала свою гениальность и феноменальную живучесть. Все изменения в этой машине внедрены не просто так, а с оглядкой на богатый боевой опыт, полученный вертолётчиками в реальных операциях.
Важный момент: при сборке «Терминатора» используется исключительно российское оборудование и аппаратура. Яркий пример — замена вспомогательной силовой установки АИ-9В, которая производилась на Украине, на отечественную модель ТА-14. Такое решение выглядит абсолютно логичным и правильным с точки зрения независимости.
Прозвище «Терминатор»
Неофициально эту машину прозвали «Терминатором». Это имя впервые прозвучало на авиасалоне в Фарнборо и так крепко прилипло к вертолёту, что используется до сих пор, даже после окончания того шоу.
Новые возможности: ночь и электроника
Одно из ключевых новшеств «Терминатора» — способность уверенно выполнять полёты в тёмное время суток. Пилоты используют очки ночного видения, которые интегрированы в бортовые системы управления. Вообще, авионика у вертолёта полностью обновлена и стала гораздо более продвинутой.
На борту установлен современный метеорадар, аппаратура спутниковой навигации (работающая с системами GPS и ГЛОНАСС) и инфракрасное оборудование для наблюдения.
Сердце машины: новые двигатели
Серьёзно усилили силовую установку. Вместо старых двигателей ТВЗ-117 (по 1750 л. с. каждый) теперь стоят новые, куда более мощные ВК-2500-03, каждый из которых выдаёт 3263 лошадиных силы. Трансмиссию также усилили, чтобы справляться с возросшей мощностью.
Защита: легче и прочнее
С увеличением мощности позаботились и о лучшей защите. Бронирование не просто усилили, а принципиально изменили: вместо обычной стали теперь используется керамометаллическая броня. Она значительно легче и при этом обладает большей прочностью.
Броневыми листами прикрыли днище и часть кабины экипажа. Внутри установлена бронеперегородка, отделяющая кабину пилотов от грузового отсека. Даже место бортового стрелка дополнительно защищено специальной плитой.
Личные впечатления от полёта
Наблюдая, как Ми-8АМТШ заходит на посадку, я отметил, что машина выглядит более послушной и уверенной в управлении. Субъективно, но мне показалось, что он работает даже тише своего предшественника. Очевидно, что прибавка мощности пошла вертолёту только на пользу, сделав его более динамичным и сбалансированным.
В итоге получилась по-настоящему красивая и мощная боевая машина. Кстати, недавно я с удивлением узнал, что базовый Ми-8 — это самый массовый двухдвигательный вертолёт в истории мировой авиации.
Полную фотосессию с этим «Терминатором» можно посмотреть у меня на сайте.
