Недавняя находка уральского поисковика на месте боев Гражданской войны открыла для нас одну из малоизученных страниц истории Урала — участие в сражениях на стороне Красной армии отряда местных анархистов. В этом материале я хочу поделиться подробностями поисковой экспедиции, рассказать об уникальных артефактах и судьбе того самого боевого отряда.
В годы Гражданской войны анархистам так и не удалось стать одной из ключевых политических сил. На мой взгляд, этому помешали две основные причины: их относительно небольшая численность и сама идеологическая платформа, которая отрицала любую форму государственной иерархии и централизованной власти. Если говорить прямо, их идеи во многом оставались социальной утопией, которая в итоге обернулась против них самих.
Тем не менее, оставаться в стороне от разгоравшегося конфликта представители анархистского движения не смогли и в конечном счете примкнули к большевикам, выбрав, как им тогда казалось, меньшее из двух зол. Анархисты активно участвовали в событиях той войны: от организации массовых выступлений до формирования собственных боевых подразделений. На Южном Урале в боях сражались анархисты под командованием Петра Ивановича Жебенёва.
Кто такой Петр Жебенёв?
Петр Иванович Жебенёв родился в 1879 году в семье рабочих Невьянского завода в Пермской губернии. Получив юридическое образование, он начал революционную деятельность еще в 1898 году в рядах социал-демократов, а позже перешел на позиции анархизма. После Февральской революции он создал в Екатеринбурге «Ассоциацию анархистов Урала», которая, например, в ночь на 23 февраля 1918 года силой заняла помещение Коммерческого собрания. С конца мая 1918 года он участвовал в боях с частями Чехословацкого корпуса и отрядами атамана А. И. Дутова, командовал подразделениями на Челябинском участке фронта, руководил подавлением антибольшевистских выступлений в Березовском, Невьянске, у Режевского завода и в селе Багаряк. В 1932 году вступил в ВКП(б), переехал в Москву, но позднее был исключен из партии, репрессирован и расстрелян.
Бой у деревни
События, которые заинтересовали уральского поисковика Антона, развернулись на территории современного Кунашакского района Челябинской области. Неподалеку от одной из деревень произошло столкновение между отрядом анархистов Жебенёва и бойцами чешского легиона, воевавшими на стороне белых.
Чехословацкая рота наступала из Челябинска в сторону Екатеринбурга, когда у небольшой деревни неожиданно встретила ожесточенное сопротивление. Несколько дней бойцы Жебенёва и вставшие с ними в одни окопы венгерские коммунисты (мадьяры) сдерживали атаки белогвардейцев. Бои шли напряженные: постоянные перестрелки, артиллерийские обстрелы, контратаки с обеих сторон. Чехи попытались применить военную хитрость и выйти во фланг окопавшимся анархистам, устроив свою линию обороны прямо в дорожной колее у старого тракта. Однако сходу выбить отряд Жебенёва не удалось. В ход пошли ручные гранаты. Но ни они, ни превосходство в стрелковом вооружении не помогли чехам переломить ход боя. К тому же на помощь зажатому с трех сторон отряду подоспела моторизированная поддержка — бронеавтомобиль, который в тех условиях был грозным оружием! Броневик вышел в тыл к чехам и застал их врасплох. Спустя несколько недель, в первых числах июля, пополнив силы за счет частей белой армии, чехи вновь пошли на штурм этого упорного форпоста, обороной которого по-прежнему руководил лихой анархист Жебенёв.
И снова тяжелый бой, окопное противостояние, контрудары — и снова белые терпят неудачу. Чехи атаковали позиции до тех пор, пока отряд Жебенёва не оказался настолько обескровлен, что держать оборону было уже практически некому. Подразделение отвели в тыл, а через несколько часов белогвардейские части наконец заняли желанный поселок.
Из воспоминаний белогвардейского офицера Голубева, участвовавшего в том сражении: «Нас было 740 человек офицеров, были орудия, мы шли с полной надеждой на уничтожение красной химеры, у нас была уверенность в этой победе, мы веровали в лучшее, но что мы видим? Мы видим, что мы гибнем, они сражаются, как львы. После пяти боев у нас оставалось из 740 офицерского состава 16 человек, как это печально, что молодые силы гибнут».
Поиск и находки
Изучив архивные материалы, немногочисленные воспоминания участников и сопоставив данные с картой местности, поисковик Антон наметил несколько перспективных точек для разведки. Шансы найти следы боя были призрачными — никакой конкретной информации о дислокации подразделений не сохранилось. В те времена редко какая операция детально отображалась на картах или схемах. Неразбериха Гражданской войны часто не оставляла после себя точных документов, и главным источником оставались лишь мемуары участников.
Человеку, не сведущему в военной археологии, вряд ли пришло бы в голову обратить внимание на неприметный ров посреди леса. Однако опытный глаз поисковика сразу разглядел в нем перспективное место. Невзрачная канава оказалась столетним окопом.
Первые же раскопки принесли находки: старые гильзы, подкову, звезду красного командира (вместе с анархистами здесь сражались и большевики) и самую интересную вещь — старинное кольцо с оттиском двух латинских букв GG. Сомнений не осталось: именно здесь и произошло то самое столкновение анархистов с чехами, о котором писали в мемуарах.
Колечко стало одной из самых интригующих находок. Оно оказалось женским, а латинские буквы указывали на его европейское происхождение. Скорее всего, его привезли на фронт как памятный оберег, здесь и потеряли.
По словам Антона, он планирует продолжить исследования в этом районе, а все найденные артефакты хочет передать в местный краеведческий музей, где они пополнят экспозицию, посвященную Гражданской войне. |Т.У.|
Поддержите наш блог!
Если вы еще не подписаны, то обязательно подпишитесь на наш канал! Ставьте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями в социальных сетях. СПАСИБО!
