Меня зовут Дмитрий Дрозд.
Я сознательно стараюсь фильтровать информационный поток, чтобы оградить себя от лишнего негатива. Многие новости просто проходят мимо меня. Однако, поскольку туризм — одна из сфер моих интересов, некоторые новости всё же попадают в поле зрения.
Например, недавно я узнал, что в июле снова отменяются все зарубежные туристические поездки, и, скорее всего, эта ситуация надолго. Честно говоря, это печально. Я сам очень хотел бы сейчас попасть в Финляндию. :(
А об одной новости я узнал совершенно случайно. Мне позвонили с радиостанции и попросили прокомментировать прогноз о том, что в этом году популярность автотуризма взлетит до небес. Ведь я известен как его активный сторонник. Мой ответ, судя по всему, удивил интервьюера. И вот почему.
Откуда взялись эти цифры?
Согласно опросу «Авито Авто», более 40% россиян, планирующих летний отпуск, намерены путешествовать на личном автомобиле. Примечательно, что среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников эта доля ещё выше.
Параллельно почти в два раза вырос спрос на автомобильные аксессуары: инверторы, холодильники, телевизоры (это для меня загадка), навигаторы (тоже непонятно) и даже автомобильные пылесосы (и это вызывает вопросы).
Именно об этом меня и спросили: что я думаю по этому поводу?
Почему я не доверяю российской статистике
Возьмем, к примеру, 2019 год: за границу выехало чуть больше 48 миллионов россиян. Цифра внушительная, но она не отражает реальной картины. Это просто пассажиропоток. У нас любой человек, пересекший границу, автоматически попадает в статистику как зарубежный турист. И каждое пересечение — это новая единица. В этой куче и настоящий турист с путевкой в Турцию, и «челнок», ездящий в Финляндию за сыром. Первый появится в отчете один раз, а второй — сто раз за год. Итог: 101 россиянин, пересекший границу.
Цифры получаются забавные. По данным России, границу с Финляндией в 2018 году пересекли 3 671 000 человек. Финны же насчитали 2 977 000 пересечений, при этом реальных туристов, которые хотя бы переночевали, было всего 816 200 человек. Они провели в сумме около 1 500 000 ночей. Представляете? В среднем поездка длится меньше двух ночей!
Более вменяемую цифру я нашел по продажам зарубежных туров из РФ в 2018 году — примерно 2,6 миллиона путевок за год.
Таким образом, если верить опросу, к уже существующему потоку автотуристов может добавиться максимум миллион машин.
Что происходит сейчас на популярных направлениях?
Самые востребованные места для летнего отдыха: Крым (24% респондентов), Сочи (19%). Также популярны Санкт-Петербург (7%), Алтай (7%), Карелия (6%) и Камчатка (5%). По 4% опрошенных планируют поездки в Москву, на Урал и на Байкал.
В Крыму и Сочи уже настоящее столпотворение. Сообщают, что даже отдаленные «дикие» пляжи забиты под завязку.
Алтай: жители Новосибирска и соседних городов раскупили и забронировали всё еще весной. Мест нет абсолютно.
Карелия и побережье Ладожского озера в Ленинградской области: всё занято. Найти место можно разве что в будни, и то не везде.
Про Камчатку, Урал и Байкал мне неизвестно, а в Петербурге пока относительно свободно. Но это только начало сезона, объекты только открываются. Уверен, Питер быстро заполнится, ведь для тех, кто не путешествует на машине, это, пожалуй, единственный крупный и известный город для посещения. К тому же, его туристическая емкость довольно велика, особенно в отсутствие иностранцев: около 45 000 гостиничных номеров и 15 000 посуточных квартир. Итого примерно 200 000 мест для ночлега в сутки.
Поговорим о емкости и о том, что ждет дороги
Чтобы понять весь масштаб грядущих проблем, нужно учесть одно: для неподготовленного автотуриста комфортное расстояние в день — 700-800 километров, и так не более двух дней подряд. Основная масса из того самого дополнительного миллиона машин будет из Москвы и Петербурга. Питерцы сразу рванут в Карелию. Москвичи разъедутся по разным направлениям, в основном в Крым и на Краснодарское побережье, но многие также поедут в Карелию — до Питера можно доехать за день, переночевать и двинуться дальше. И вот тут начинается самое интересное! Все гостиницы и базы отдыха уже забиты. Частный сектор (вроде раскладушки в сарае) тоже полон.
Возьмем Карелию. На всю республику — примерно 10 000 койко-мест в 420 объектах размещения. Частники, в лучшем случае, добавят еще несколько тысяч.
А ожидаемый дополнительный поток автомобилей в Карелию этим летом — около 70 000… Где они все будут ночевать, если всё уже занято?
Верно! Не зря же продажи туристического снаряжения выросли в два раза. Вся эта масса людей растянется по берегам Ладожского и других озер Карелии. К ним добавятся местные жители, которые в этом году тоже не поехали в «условную Турцию» и остались отдыхать недалеко от дома.
И здесь кроется главная проблема
В России сейчас полностью отсутствует культура и инфраструктура для цивилизованного отдыха на природе. У нас нет подготовленных площадок для такого наплыва людей.
После такого нашествия берега превратятся в свалки. Мусора, которого и так много, станет в разы больше. Его некому и не на что будет вывозить — у местных бюджетов просто нет таких статей расходов. Всё будет засорено: и бытовым мусором, и продуктами жизнедеятельности человека. Кусты вокруг стоянок окажутся загажены в прямом смысле. Везде будет валяться влажная туалетная бумага, которая разлагается годами. Не говоря уже об остальном. Битое стекло покроет землю.
С берез рядом с местами стоянок варварски снимут бересту — кто-то в детстве слышал, что ею хорошо разжигать костры. Будет сломано и спилено огромное количество живых деревьев, костры станут разводить прямо на траве. Берега массового отдыха начнут напоминать мусорный полигон после боевых действий. Недавно в одном чате внедорожников на замечание о недопустимости езды по озерам и поломке деревьев кто-то написал: «Что за дичь?! Это группа экологов и Гринпис?!».
Кто останется в выигрыше?
В первую очередь, продавцы туристического снаряжения. У них неожиданно наступил суперприбыльный сезон.
Те, кто успел забронировать места в гостиницах, на базах отдыха и в других цивилизованных местах (даже если это та самая раскладушка в сарае).
Зачем стараться и улучшать сервис, если спрос в разы превышает предложение? К этому добавляется естественное желание бизнеса отбить убытки от месяцев вынужденного простоя, когда туризм был запрещен.
А осенью в сети появится лавина негативных отзывов, где люди будут сравнивать соотношение цены и качества отечественного отдыха с «условной Турцией». В большинстве случаев сравнение будет не в нашу пользу. Уже сейчас полно постов о том, как убого и дорого в Крыму. Их станет в разы больше.
Социальный взрыв и ненависть к «понаехавшим»
Важно понимать: в сфере туризма обычно работает не более 10-15% местных жителей. Остальные заняты в других отраслях и сами приезжают (или приходят) отдыхать на те же популярные места. Увидев последствия «мамаева побоища» — горы мусора и уничтоженную природу — что они почувствуют? Ненависть. Ненависть к приезжим. И по старой русской традиции могут начать «партизанскую войну»: прокалывать шины, «бить морды понаехавшим» по вечерам, швырять камни в проезжающие машины. Или травить жизнь соседям, которые зарабатывают на туристах. Ситуация может стать взрывоопасной. Уже есть прецеденты, когда местные жители обвиняли приезжих: «Приехали, заразу привезли».
Реакция чиновников и «надмозгов»
Для чиновников же все отчеты будут зашкаливать. У них все супер! Они — мегамолодцы. В бюджетах на 2021 год непременно появятся новые статьи на развитие внутреннего туризма.
Уже сейчас повылазили различные руководители ассоциаций, фондов и прочих контор, которые громко кричат:
«Надо срочно регламентировать автотуризм, такого в законодательстве нет! Давайте создадим кучу стандартов, регламентов, программ развития! Выделите нам пару-тройку миллиардов!»
И им, скорее всего, дадут! К 2021 году, с большой вероятностью, появится ворох новых законов, регулирующих автотуризм. И все это бремя ляжет на плечи законопослушных предпринимателей, но никак не помешает «блатным». Самое грустное — это никак не улучшит качество сервиса и не упростит жизнь малому бизнесу. Эти «надмозги» просто не понимают, как он работает, и их «помощь» больше похожа на изощренный садизм.
Я за автотуризм, но боюсь этого роста
Я пропагандирую культурный автотуризм, часто вдали от толп. И я искренне боюсь этого прогнозируемого роста на 40%. Это реальная мина замедленного действия. Сейчас все рады, а потом как рванет!!!
Лучше бы все эти миллиарды потратили не на писанину законов, а на простые и понятные вещи: рекламу правил культурного отдыха, срочную организацию оборудованных площадок для «дикого» отдыха (все популярные места и так известны), установку больших контейнеров для мусора и организацию его вывоза, строительство туалетов с регулярной уборкой, подвоз дров и обустройство костровищ. И так далее.
Эх… Видимо, не в этой жизни…
Обращение ко всем
Уважайте природу! Не мусорите! Не ломайте живые деревья! Отдыхайте с умом! Не будьте варварами!
