Забытые подземелья острова Русский: как дореволюционные скальные хранилища служили торпедной станцией

Хочу поделиться впечатлениями от посещения уникального исторического объекта — торпедной пристрелочной станции с двумя скальными тоннельными хранилищами, которые были вырублены в прибрежных скалах бухты Новик на острове Русский ещё в дореволюционное время.

Дорога к месту уже настраивает на определённый лад: вдоль побережья виднеются останки распиленных на металлолом кораблей, создавая атмосферу заброшенности и ушедшей эпохи.

Наконец мы на месте.

Эта станция для испытаний торпед и морских мин была возведена в 1909 году по инициативе Морского Технического Комитета Владивостокского Ведомства. Место выбрано не случайно — закрытая бухта идеально подходила для секретных испытаний.

Территория мыса Доронина

Осмотр начинаем с мыса Доронина. Здесь когда-то кипела жизнь: работали мастерские, складские помещения, котельная, размещался караульный городок и домик для дежурной смены.

Испытания торпед проводились прямо в акватории бухты на специально оборудованной мерной миле.

Специалисты тщательно замеряли все параметры движения торпед — скорость, траекторию, устойчивость на курсе, после чего данные заносились в специальные формуляры.

После пробных запусков торпеды вылавливали из воды, проводили технический осмотр и готовили к следующим испытаниям.

После революции 1917 года объект не потерял своего значения. Скальные хранилища продолжили использоваться для хранения торпед, но уже в ведении Минно-Торпедного Управления Тихоокеанского флота СССР.

Во время нашего визита наземные постройки ещё охранялись, и близко подойти к ним не удалось, поэтому мы направились непосредственно в техническую зону с хранилищами.

Первое скальное хранилище

У входа в первое хранилище от последних «хозяев» территории остался вагончик с навесом и даже мангалом — примета недавнего присутствия людей.

Перед нами первый тоннельный погреб, где десятилетиями хранились боевые торпеды.

Над массивным порталом хорошо читаются даты строительства этого инженерного сооружения.

Изначально вход защищала высокая двухстворчатая бронированная дверь, призванная обезопасить ценный груз.

Вот как выглядела эта дверь изнутри хранилища.

Внутри открывается впечатляющая перспектива — длинный, прямой тоннель, уходящий вглубь скалы на 175 метров.

К сожалению, металлические стеллажи для торпед не сохранились — их давно сдали в металлолом. Зато на полу отлично видны рельсы узкоколейной железной дороги, по которой торпеды перемещали.

Конструкция хранилища напоминает термос: внутри основного скального тоннеля был выстроен отдельный «дом», а в зазоре между его стенами и скалой циркулировал воздух, обеспечивая стабильный температурный режим.

В дальнем конце «дома» в советское время установили климатическую установку УДО-3000. К нашему приходу от неё остались лишь россыпи силикагеля — вещества-поглотителя влаги.

В самом торце тоннеля находилась вентиляционная шахта, уходившая вертикально наверх, к поверхности горы.

А при осмотре одного из ящиков у входа нас ждал неожиданный «сюрприз» — вот такая находка.

Раньше узкоколейная дорога из хранилища пролегала по всей территории станции и вела к причалу, где стоял кран для погрузки торпед на корабли.

У нас даже есть старое фото этого крана, но, увы, качество оставляет желать лучшего.

По территории бывшей станции

Продолжаем исследовать местность.

Перед нами бывший цех для технического обслуживания и подготовки торпед. К нему от обоих хранилищ как раз и подходили пути узкоколейки.

Что интересно, внутри цеха рельсы кое-где сохранились.

Недалеко от цеха заметен задел под третье хранилище, которое так и не было достроено.

Рядом валяется груда интересных деталей. Похоже, это буксируемые буи для каких-то замеров на воде, но утверждать наверняка не берусь.

У второго хранилища расположен ещё один причал, видимо, вспомогательный.

Вот и вход во второй тоннельный погреб.

Его длина такая же — 175 метров, как у первого.

В конце тоннеля, по аналогии с первым, также была оборудована вентиляционная шахта.

По конструкции это хранилище полностью идентично первому, разве что климатическая установка здесь не сохранилась вовсе.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, лайк, подпишитесь на наш сайт и делитесь этими материалами с друзьями-единомышленниками.

Мы также будем благодарны за любую поддержку нашего проекта. Путешествия по разным городам и отдалённым уголкам страны требуют немалых затрат. Реквизиты для помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо, что были с нами! До новых встреч в следующих отчётах.