Дорогие автолюбители, кажется, наступил тот самый момент, о котором многие из нас с тревогой думали последние годы.
Что изменится с 1 июля?
С первого дня лета в России вводится обязательная процедура регистрации любых изменений в конструкции транспортного средства. Под понятие "тюнинг" теперь попадает чрезвычайно широкий перечень доработок — от, казалось бы, незначительных до серьёзных. Эти правила касаются абсолютно всех категорий автомобилей: и легковых, и внедорожников, и коммерческого транспорта. Интересно, что сами нормы были приняты ещё год назад, в 2019-м, но их реализация оказалась настолько сложной и непродуманной, что введение решили отложить на целых двенадцать месяцев. За это время общественность не выразила активного протеста, и теперь чиновники, видимо, решили, что пора действовать.
Что теперь нельзя делать без разрешения?
Ситуация стала действительно жёсткой. Теперь даже для установки обычного фаркопа потребуется проходить специальные испытания. Монтаж газобаллонного оборудования (ГБО) превращается в настоящую бюрократическую эпопею. Запрещено без согласования ставить экспедиционные багажники на крышу, лебёдки, дополнительное световое оборудование. Даже замена штатных сидений на другие, более удобные или спортивные, теперь под запретом.
Колёсные диски и шины нестандартного размера, не предусмотренные заводом-изготовителем, — тоже вне закона. По сути, под запрет попадает практически всё, что делает автомобиль индивидуальным или более приспособленным к конкретным нуждам владельца. Даже такая практичная вещь, как защита картера и элементов днища, теперь считается изменением конструкции и требует официального одобрения.
Как будет работать новая система?
Чтобы ваш модифицированный автомобиль мог законно передвигаться по дорогам общего пользования, придётся пройти через расширенные технические испытания. Проводить их будут в аккредитованных лабораториях, которые, как ожидается, появятся в достаточном количестве.
Приведу конкретный пример. Допустим, вы хотите установить тот же фаркоп. Сначала вам нужно приехать в такую лабораторию на предварительную экспертизу. Специалисты осмотрят автомобиль и дадут заключение: можно ли в принципе ставить на вашу модель фаркоп. Получив "добро", вы едете в сервисный центр, у которого есть официальный допуск к подобным работам. После установки — снова визит в лабораторию для проведения уже полноценных испытаний. Если всё пройдёт успешно (а это большой вопрос), последним этапом станет поездка в отделение ГИБДД для внесения изменений в паспорт транспортного средства (ПТС).
А что с уже установленным тюнингом?
Для владельцев машин, которые уже имеют доработки, процедура выглядит ещё более абсурдной. Чтобы узаконить уже существующий тюнинг, вам придётся пригнать автомобиль в лабораторию... в абсолютно stock-состоянии. То есть всё нештатное оборудование нужно заранее демонтировать, и только после этого можно будет начинать процесс легализации. Представляете объём работ и затрат?
Чем это грозит на дороге?
Я прекрасно понимаю, что многие автолюбители проигнорируют эти нововведения, положив на них "большой болт". Но это будет работать только до первой встречи с инспектором ДПС, который обратит внимание на ваши доработки. Если вы ему "не понравитесь", он имеет полное право выписать предписание о демонтаже всего нелегального оборудования. Не выполните требование — ГИБДД может в одностороннем порядке аннулировать регистрацию вашего автомобиля, превратив его в бесполезную груду металла.
Кому это выгодно?
Истинные цели этих нововведений до конца не ясны. Официально говорят о безопасности, но практика показывает, что чаще всего подобные инициативы рождаются там, где есть возможность создать новый источник финансирования. Не вызывает сомнений, что для определённых структур это станет настоящей "золотой жилой". Деньги от автовладельцев, желающих легализовать свои машины, а также от сервисов и лабораторий, получивших монополию, потекут рекой. И это, пожалуй, самый печальный аспект всей этой истории.
