Заброшенный стрип-бар в советском теплоходе «Заря»: история ижевского «Кораблика»

Хочу рассказать вам об одном месте в нашем городе, которое давно обросло легендами. Это точка, где история тесно переплелась с криминальными историями, и, возможно, именно забвение стало для неё самым гуманным исходом.

Но всё по порядку. Начнём с истоков. В 1760 году, когда здесь был лишь посёлок Ижевский завод, для нужд железоделательного производства создали водохранилище. Работы велись силами крестьян и с помощью парового экскаватора: рыли котлован, строили плотину, запруживали реку Иж. А уже к 1892 году по глади Ижевского пруда открылась навигация.

В 70-е годы XX века на пруду начал курсировать теплоход «Заря-65», относящийся к проекту 946 (или 946А). Этот проект разработали в 1964-м, а выпуск стартовал годом позже. Судно могло разгоняться до 45 км/ч и брать на борт до 86 пассажиров, хотя для сидячих мест было рассчитано 66. До дальнего пункта — Воложки — оно добиралось примерно за 20 минут.

Однако в 1986 году эксплуатацию теплохода пришлось прекратить. Причиной стала сильная волна, которая размывала берега и наносила ущерб рыбным запасам, уничтожая икру и молодняк. По неясным причинам корабль не продали и не перевели на другой водоём — его просто списали. А в лихие 90-е корпус, установленный на постаменте прямо на набережной, обрёл новую жизнь: внутри открыли бар, кафе и клуб.

Эпоха «Кораблика»: кафе с криминальным флёром

Фотографий той эпохи почти не сохранилось, да и в последующие годы мало кто решался принести сюда фотоаппарат. Часть корпуса судна отпилили и пристроили к нему наземное здание. Заведение получило незамысловатое название «Кафе Кораблик». Хотя вывески потом менялись не раз, в народе это место так и осталось «Корабликом».

Внутри удалось разместить два зала, танцпол, кухню и административные помещения. Контингент посетителей был самым разным, и нередко вечера заканчивались драками и другими стычками.

Вдоль окон стояли ряды столов, неподалёку располагались гардероб, туалеты и своя барная стойка. Здесь можно было присесть за стойку, чтобы пропустить стаканчик-другой за неторопливой беседой с барменом.

В рубке корабля организовали так называемую «VIP»-зону, отгороженную от основного зала лишь занавеской. По сути, она ничем особенным, кроме этой занавески, от остальных столов не отличалась.

На границе двух миров: кухня и упадок

Далее шла кухня — это был пограничный мир между изогнутым корпусом корабля и прямыми стенами пристроенного здания. Здесь ещё угадывались плавные обводы судна, грубо переходящие в угловатые стыки наземной конструкции.

Заведение проработало до 2019 года, после чего его закрыли. А в 2020-м «Кораблик» вместе с земельным участком (а это лакомый кусок набережной в самом центре города!) выставили на торги.

Возможно, это последствия так и не завершённой реконструкции Ижевской набережной. Первая её очередь была сдана ещё в 2010 году, и граница благоустроенной зоны проходит буквально в ста метрах от «Кораблика». Но работы дальше не пошли, и часть набережной до сих пор выглядит заброшенной и неухоженной. А теперь здесь появился и свой своеобразный арт-объект — брошенное кафе.

За несколько лет до закрытия бар попытались реанимировать ребрендингом: обновили фасад, расписали стены внутри, сменили название. Но эти меры, увы, не помогли.

Безрадостные перспективы и память

Перспективы у этого места самые печальные. Само строение уже не представляет особой ценности, и если его всё-таки продадут, то здание, скорее всего, снесут, а остатки легендарной «Зари-65» отправят на металлолом. Похоже, очень скоро этот корабль будет окончательно забыт и потерян для истории города.

Остаётся лишь небольшой архив фотографий, чтобы помнить, как это было.

Резидент NordSkif & Co: Дмитрий Солодянкин