В детстве, особенно зимой, одним из самых завораживающих мест для меня был этот грузовой пирс Хабаровского речного порта. Место, куда швартуются баржи и суда типа «река-море», хранило особую атмосферу, о которой я хочу рассказать подробнее.
Это массивное железобетонное сооружение протяжённостью 380 метров заметно отличается от привычных морских причалов. Рассмотреть его внутреннее устройство удаётся только зимой — летом уровень воды в Амуре поднимается так высоко, что «нутро» пирса скрывается из виду.
На табличке у входа указано, что иностранным судам запрещено подходить к пирсу. Любопытно, что в открытых источниках можно встретить информацию о разрешении для них заходить в порт с 1993 года. Противоречие, которое остаётся загадкой.
Как и положено грузовому терминалу, вдоль верхней кромки причальной стенки установлены мощные портальные краны — они отвечают за погрузку и разгрузку судов.
Пирс расположен на самом конце тупиковой железнодорожной ветки станции «Хабаровск-Пристань», что логично для логистики грузов.
Что скрывается внизу?
Но самое интересное начинается ниже, у кромки воды. Амур — одна из крупнейших рек не только России, но и мира: его длина составляет 2824 км, а бассейн по полноводности занимает четвёртое место в стране и десятое — в мире. Из-за таких масштабов уровень воды в разные сезоны колеблется очень сильно, иногда на несколько метров. Например, во время катастрофического наводнения 2013 года вода поднялась так высоко, что затопила не только пирс, но и часть портовой территории.
Именно из-за этих значительных перепадов уровня причальное сооружение построено «этажами» — на разной высоте расположены площадки для швартовки судов в зависимости от сезона и состояния реки.
Кроме того, пирс оборудован специальными механизированными причалами, у которых можно регулировать и длину, и высоту — это позволяет гибко адаптироваться к изменяющимся условиям.
Личное открытие
А что же привлекало лично меня в этом промышленном гиганте? Сейчас покажу.
Вот спуск с верхней площадки причала вниз, к воде.
Как наверху, так и внизу, между массивными бетонными опорами вдоль всего пирса установлены кнехты — прочные тумбы для крепления швартовых канатов.
Внутри конструкция пирса представляет собой четыре протяжённые галереи, идущие вдоль всего сооружения.
Две нижние галереи летом всегда находятся под водой — они скрыты от глаз.
Поэтому сегодня они не в фокусе нашего внимания.
А вот две верхние галереи — совсем другое дело. Они оборудованы лестницами, ведущими наверх, в портовую зону, и даже имеют небольшие смотровые балкончики.
Ближе к окончанию пирса, ниже по течению, форма этих галерей начинает меняться — архитектура становится сложнее, интереснее.
Именно этот вид — уходящая вдаль перспектива галереи с её ритмичными рядами столбов и рёбер жёсткости — завораживал меня с детства. Есть в этом что-то гипнотическое, что сложно полностью передать фотографией. Вживую ощущения совсем другие — более масштабные, почти мистические.
Напоследок бросим взгляд на берег: видна грузовая станция «Хабаровск-Пристань», нефтепричал, а за ними — высокие трубы ТЭЦ-2. На этом наша небольшая экскурсия завершается, пора отправляться домой.
Если вам понравился этот рассказ и фотографии, поддержите нас — поставьте лайк, подпишитесь на наш сайт и делитесь материалами с друзьями.
Мы также будем благодарны за любую поддержку нашего проекта. Наши поездки по разным городам и регионам требуют немалых затрат. Реквизиты для помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо, что были с нами! До новых встреч в следующих репортажах.
