Было раннее утро, когда я, загрузив вещи в просторный багажник своего нового Mitsubishi L200, отправился на долгожданную рыбалку. Большой автомобиль — это всегда удобно: помещается не только необходимый скарб, но и множество вещей «на всякий случай», без которых, казалось бы, можно обойтись.
Путь к заветному месту ловли пролегал через территорию заброшенной военной базы. Местность там глухая, мало кому известная. Я проезжал этими дорогами много раз, но в тот день решил свернуть на старую бетонную дорогу, чтобы сократить путь.
Совершенно случайно, среди густых кустов, мой взгляд уловил очертания какого-то крупного объекта. Присмотревшись, я понял, что передо мной — передвижная электростанция ЭСД-50-ВСА. Кто и зачем оставил её в таком месте, осталось загадкой.
Этот агрегат был создан для выработки электроэнергии в полевых условиях и мог использоваться для самых разных военных нужд.
Что означает маркировка ЭСД-50-ВСА?
Давайте разберёмся в обозначениях. Первая группа букв (ЭСД) указывает на дизельный двигатель. Цифры (50) — это мощность установки в киловаттах. Последние буквы (ВСА) раскрывают её назначение: ВС означает «силовая». Собрав всё вместе, получаем полное название: ЭСД-50-ВСА — дизельная войсковая передвижная силовая электростанция мощностью 50 киловатт.
Технические характеристики агрегата
Основные параметры устройства:
Двигатель – дизельный 1Д6-100-АД
Пуск двигателя – стартер
Расход топлива при номинальной мощности, кг/ч – 14,1
Род тока – переменный
Количество фаз напряжения – 3-х фазный
Напряжение, В
− ЭСД-50-ВС/230 − 230
Частота, Гц – 50
Номинальная мощность, кВт – 50
Такие электростанции были частью различных военных комплексов. Например, несколько подобных агрегатов входили в состав зенитных орудий КС-30. Также 50-киловаттная станция была в штате батареи ЗСУ-23-4 «Шилка». Она использовалась для питания всех систем при стрельбе с места, чтобы сберечь ресурс собственных газотурбинных энергоустановок машины.
Состояние находки оставляло желать лучшего. Всё навесное оборудование было снято, кабели отсутствовали. Принцип работы такой станции прост: дизельный двигатель вращает генератор, который, в свою очередь, вырабатывает электрический ток.
Вот вид на дизельный двигатель с другой стороны.
Передо мной была схема электрооборудования. Изображение можно увеличить.
Панель управления
Панель приборов, или щит управления, удивила своей сохранностью. Все приборы были на месте и не разбиты.
Вероятно, вандалы ещё не добрались до этого места благодаря его удалённости от населённых пунктов.
На щите управления располагались следующие приборы: киловаттметр для измерения активной мощности генератора, три амперметра для контроля тока в каждой фазе, вольтметр для замера линейного напряжения, частотометр, сигнальная лампа, указывающая на наличие напряжения на зажимах генератора, лампа для определения времени включения агрегатов на параллельную работу, указатель уровня топлива, указатель давления топлива, указатель температуры масла, указатель давления масла, указатель температуры охлаждающей жидкости, установочный автомат генератора, два установочных автомата линий, переключатель режимов работы, реостат ручной регулировки.
Рядом висела подробная инструкция по эксплуатации.
А это нижняя часть приборной панели.
.
Внутри агрегата были закреплены информационные таблички — видимо, чтобы солдаты ничего не перепутали и не вывели технику из строя.
А это, собственно, розетки (коробка выводов) для подключения потребителей электроэнергии.
Вот такой необычный агрегат мне повстречался. Рыбалка в тот день так и не состоялась. Проезжая дальше, я наткнулся на ещё одну находку — старый, но невероятно крутой ЗИЛ-164.
Всем мир! Если понравилось — лайк и репост приветствуются.
О новом Mitsubishi L200 расскажу в ближайшее время. Автомобиль поразил меня своим комфортом и отличной управляемостью.
