Неожиданная встреча с Су-24: самый проблемный, но грозный штурмовик в промзоне

Всем привет! Хочу поделиться невероятной находкой. Совершенно случайно, проезжая по промзоне, я заметил за синим забором силуэт тактического фронтового бомбардировщика Су-24 с крылом изменяемой стреловидности. Увидеть такую машину в подобном месте — полная неожиданность, ведь вокруг лишь глухомань и следы былой деятельности, напоминающие декорации к фильму о постапокалипсисе.

Поначалу я даже подумал, что это МиГ-23 — уж очень они похожи общей компоновкой и той самой уникальной конструкцией крыла. Но, присмотревшись, понял, что ошибся.

Представьте: едешь ты по заброшенным местам, а тут — хвост боевого самолёта, торчащий из-за забора. Зрелище, скажу я вам, завораживающее и немного сюрреалистичное.

К сожалению, узнать, как эта крылатая машина оказалась в такой глуши, мне не удалось. Зато я погрузился в изучение истории самого самолёта и открыл для себя много интересного.

Универсальный солдат: возможности Су-24

Су-24 по праву можно назвать мастером на все руки. Благодаря уникальной конструкции крыла, меняющего стреловидность, этот самолёт способен выполнять широчайший спектр задач: наносить ракетно-бомбовые удары в любую погоду, днём и ночью, работать на малых высотах, поражать самые разные цели и даже нести тактическое ядерное оружие.

Обратная сторона медали: сложность и аварийность

Однако за такой универсальностью и мощью скрывалась огромная сложность. Су-24 был, пожалуй, одним из самых проблемных самолётов в истории российской военной авиации. Как отмечал замглавкома ВВС РФ Виктор Кот, он считался самым аварийным.

Только на этапе доводки и испытаний разбились 14 машин — как базовых Су-24, так и модернизированных Су-24М. Проблемы преследовали его с самого начала: капризная электроника, пожары на ранних образцах, причину которых нашли и устранили далеко не сразу.

Система спасения, сработавшая на земле

Но была у Су-24 и своя «палочка-выручалочка» — система аварийного покидания с креслами К-36Д. Однажды она продемонстрировала свою надёжность в совершенно нештатной ситуации. 11 ноября 1975 года, при подготовке к полёту, после запуска двигателей и роста давления в гидросистеме, ручка управления самопроизвольно заняла нейтральное положение и зацепила чеку катапультирования. Штурман моментально оказался выброшенным из кабины на земле! К счастью, парашют сработал безупречно, и лётчик не пострадал.

Этот курьёзный, но показательный случай вошёл в историю как пример работы системы спасения в режиме «0-0» (нулевая скорость и высота). Подобного больше не повторялось.

Несмотря на все трудности и долгий процесс доводки, Су-24, в своей модернизированной версии Су-24М, до сих пор состоит на вооружении. Это настоящий ветеран, прошедший через огонь, воду и медные трубы, доказавший, что даже у самого проблемного самолёта может быть долгая и славная служба.

Заглядывайте ко мне в Instagram — там тоже много интересного из мира техники и не только! Буду рад видеть вас среди подписчиков.