Испытание трассой Лена: от надежд до реалий якутской дороги

Планируя путешествие из Москвы в Магадан, я изучила несколько дневников путешественников, прошедших этим маршрутом. В каждом из них трасса Лена описывалась как бесконечная пыльная грунтовка, или, как её часто называют, грейдер, полная ухабов и тряски.

Моему удивлению не было предела, когда, свернув с трассы «Амур» на «Лену», я увидела идеальное асфальтовое полотно — ровное, без единой выбоины. Радость, увы, оказалась мимолетной. Через несколько километров асфальт закончился, и начался тот самый легендарный грейдер.

Реальность пути

Сейчас на трассе идут активные работы, и за одно это можно простить все текущие трудности. А испытаний хватает. После дождя некоторые участки превращаются в непролазную грязь с глубокими колеями.

Количество ям, кочек, волн и прочих неровностей таково, что от непрекращающейся тряски у меня сложилось стойкое ощущение, будто позвонки по одному выскакивают и осыпаются вниз. Это было не просто дискомфортно — было по-настоящему больно. Даже спущенные для мягкости колеса не спасали положение.

Когда на обратном пути мы наконец выбрались с грейдера на асфальт, я готова была расцеловать это твердое покрытие — так сильно болела спина после сотен километров и многих часов беспощадной тряски. И это при том, что я ехала на Toyota Land Cruiser, где сиденья считаются очень комфортными.

Оазисы информации в пустыне трассы

Первое, что привлекло внимание при въезде на трассу, — большая стела с полезной информацией. На ней указано, на каких километрах можно найти кафе или станции техобслуживания. Это жизненно важно, ведь дорога очень длинная, а инфраструктуры на ней крайне мало.

Летом с этим ещё как-то можно мириться. Но представьте себе зиму в Якутии, где столбик термометра может опуститься до -50 или -60 градусов. В таких условиях знать, где искать помощь, сколько до неё ехать и как связаться, — вопрос безопасности. Мы, недолго думая, сфотографировали эту табличку. Позже эти данные не раз выручали нас, когда нужно было найти заправку.

Свет в конце тоннеля

Однако не всё так мрачно. Как я уже упоминала, трассу активно строят и реконструируют. Уже сейчас появились протяжённые участки с новым асфальтом, по которым ехать — одно удовольствие, особенно учитывая небольшой трафик.

Мне показалось, что асфальтом покрыта уже значительная часть маршрута. Если не половина, то где-то близко к этому, и работы продолжаются. В районе Тынды нам даже не дали проехать — шли взрывные работы. А от Невера на десятки километров растянулась колонна техники: всё вокруг перекопано, но видно, что в будущем здесь будет отличная дорога.

Хочется верить, что в скором времени трасса Лена превратится в современную и комфортную магистраль. И тогда можно будет взяться за трассу «Колыма», от состояния которой, если честно, наворачиваются слезы, но это уже совсем другая история.

Читайте также: Помылась на трассе "Урал". Как это было?