На побережье залива Куйбышевский на острове Итуруп до сих пор можно увидеть остатки артиллерийского взвода танковых башен, носившего то же название, что и залив. Эти укрепления, вооружённые 100-миллиметровыми орудиями Д-10Т от танков Т-54, создавали двухэшелонную оборону для отражения возможного десанта. Одна группа огневых точек располагалась прямо на песчаной косе у воды, а вторая — на возвышенности, что фактически превращало этот объект в два самостоятельных взвода, способных вести перекрёстный огонь.
История укреплений Курил
Курильские острова, будучи стратегически важным и неспокойным приграничьем, в советское время превратились в мощный укрепрайон. Его основу составляла 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия, в которую входили полки с целыми подразделениями, оснащёнными танковыми башнями, вкопанными в землю. Точная дата постройки «Куйбышевского» взвода неизвестна, но масштабное возведение таких объектов на архипелаге развернулось как раз на рубеже 1970-х и 1980-х годов.
Каждая огневая точка представляла собой типовое подземное сооружение УФС-5, на которое монтировалась танковая башня. Основной мощью была пушка Д-10Т, а для ближнего боя имелся спаренный 7,62-мм пулемёт СГМТ.
Так выглядел бы такой блок до того, как его закопали в землю. Для наглядности мы воссоздали его конструкцию в трёхмерной модели.
Эти оборонительные узлы собирались, словно конструктор, из готовых железобетонных элементов. Работы вели сапёрные подразделения, что позволяло быстро создавать долговременные огневые точки в самых удалённых местах.
Мы приехали на Куйбышевский перешеек. Именно его подступы со стороны залива и должен был прикрывать этот взвод. Его задача была ясна: не дать противнику прорваться с тыла к стратегически важному заливу Касатка, где базировались основные силы, аэродром и гарнизоны.
Верхняя группа: сохранившиеся реликвии
Башни, что стояли на сопке, уцелели гораздо лучше своих нижних собратьев. Время и суровый климат пощадили их.
Судя по характерным чертам, башни, скорее всего, сняли с танков Т-54 образца 1951 года. Эта модификация, выпускавшаяся с 1951 по 1955 год, стала самой массовой в линейке — было произведено более семи тысяч таких машин.
А вот так выглядел процесс установки грозного орудия Д-10Т в башню на сборочном конвейере завода.
К сожалению, в нашем архиве не так много фотографий с этого места.
А подземные помещения и вовсе остались за кадром.
Нижняя группа: жертва стихии
Совсем другая картина открывается на берегу. Группа башен, стоявшая у самой воды, стала жертвой неумолимой природы. Мощные штормы и, вероятно, землетрясения буквально вырвали бетонные блоки из грунта, разбросав их обломки по побережью, где они теперь полузасыпаны песком.
Перед яростью океана и подземными толчками эти когда-то грозные укрепления оказались бессильны.
Ещё один памятник эпохи
Завершая осмотр этих мест, нельзя не упомянуть ещё один примечательный объект — пограничный сторожевой корабль «Амур» проекта 745П. 22 ноября 2007 года во время сильного шторма он сел на мель в этом же заливе и остался здесь навсегда.
А вот каким этот ПСКР, сошедший со стапелей в 1977 году, был в свои лучшие годы.
На этом наша история подходит к концу.
Если вам интересна эта тема, рекомендую почитать наш рассказ о другом подобном взводе на Итурупе — «Охотском», который также был разрушен штормами.
Если материал вам понравился, поддержите нас лайком, подпиской на сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Наши экспедиции по разным уголкам страны требуют немалых затрат. Мы будем благодарны за любую поддержку нашего проекта: 5106 2180 3513 1655
Спасибо, что были с нами. До новых встреч в наших следующих историях!
