Артиллерийский взвод танковых башен "Куйбышевский", прикрывавший от высадки вражеского десанта побережье одноимённого залива на Курильском острове Итуруп и состоявший из башен танков Т-54 со 100 мм орудиями Д-10Т. Этот АВТБ интересен тем, что был разбит на две группы, одна из которых располагалась на песчаном бергу у воды, а вторая выше на сопке. Тем самым по сути являясь двумя полноценными взводами.
Курильские острова всегда были неспокойной приграничной территорией и не удивительно, что в итоге на Курилах был сформирован свой укрепленный район в составе 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии, основой которого стали пулеметно-артиллерийские полки, состоящие из батальонов, рот танковых огневых точек и взводов танковых башен. Об останках одного из этих взводов танковых башен мы сегодня и расскажем. В каком году точно он построен у нас информации нет, но повсеместно на островах такие сооружения начали возводить в конце 1970-х гг.
Каждый орудийный блок позиции представлял из себя сборное подземное унифицированное фортификационное сооружение УФС-5, с установленными на них танковыми башнями, вооружёнными 100-мм орудиями Д-10Т. А в качестве дополнительного вооружения каждая башня оснащалась спаренным 7,62-мм пулемётом СГМТ.
Так каждый блок выглядел не закопанным. Для лучшего восприятия мы нарисовали его в 3D.
Блоки собирались как конструктор из готовых унифицированных железобетонных элементов силами инженерно-сапёрных батальонов.
Мы прибываем на Куйбышевский перешеек, подступы к которому с залива и прикрывал этот АВТБ, дабы не дать возможности противнику выйти с тыла к заливу Касатка на другой стороне перешейка, где располагались основные силы советских войск, аэродром и военные гарнизоны.
Башни, расположенные на сопке сохранились до наших дней довольно хорошо.
Точно не уверены, но вероятно данные башни были сняты с танков Т-54 образца именно 1951 г., серийно производившихся с осени 1951 по весну 1955 гг. и являвшихся самой массовой модификацией этого танка. Всего танков этой модификации Т-54 было произведено свыше семи тысяч.
А так выглядел процесс установки орудия Д-10Т в башню танка на заводе.
К сожалению у нас есть всего несколько фотографий отсюда.
А подземную часть мы и вовсе не сняли.
А вот нижняя группа башенных блоков представляет собой печальное зрелище. Из за штормов и землетрясений все сооружения вырвало из грунта, и разбросало по кускам на побережье, замыв песком.
Перед силой природной стихии эти сооружения оказались бессильны.
Ну и напоследок севший в заливе Куйбышевский 22 ноября 2007 г. во время шторма на мель пограничный ПСКР "Амур" проекта 745П.
А так этот ПСКР, построенный в 1977 г. выглядел при жизни.
А на этом всё.
Также вы можете почитать наш пост о другом АВТБ "Охотский" этого острова, разбитой штормами.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.