Многие защитные сооружения гражданской обороны проектировались с учётом двойного назначения. В мирное время их просторные помещения часто отдавались под склады, магазины, спортивные залы или даже парковки. Идея была в том, что такая эксплуатация помогает содержать объект в порядке и, в случае необходимости, быстро привести его в полную боевую готовность. Сроки этого перевода могли быть разными — от нескольких минут до целых суток, всё зависело от конкретных нормативов и первоначального состояния убежища.
К сожалению, не всем планам суждено было сбыться. Перед вами — пример такого несостоявшегося симбиоза. Это огромное отдельно стоящее убежище, способное укрыть до двух тысяч человек. По замыслу проектировщиков, в спокойные времена его главный зал должен был служить гаражом на 26–28 автомобилей. Но вместо этого объект оказался заброшен и забыт. Его внешние стены образуют внушительный прямоугольник размером примерно 48 на 24 метра.
Входы и защита
Конструкция предусматривает несколько точек доступа. Для техники есть полноценный автовъезд, оборудованный шлюзом с массивными защитно-герметическими воротами. Для людей предназначены два входа, один из которых — спаренный.
Первой линией обороны служат внешние ворота типа ВУ-II-2, за которыми установлена вторая пара — ВУ-III-2.
Главный зал
Пройдя через шлюз, попадаешь в огромное центральное помещение. Его пространство поддерживают двенадцать мощных колонн.
В полной темноте зал выглядит довольно мрачно и подавляюще.
К счастью, после недолгих манипуляций с электрощитом нам удаётся включить свет, и пространство преображается.
Система жизнеобеспечения
Для такого гигантского укрытия необходима не менее мощная система вентиляции. Помещение фильтро-вентиляционного комплекса (ФВК) здесь действительно просторное. Система работает в двух режимах: «чистая вентиляция» (когда воздух снаружи чист) и «фильтро-вентиляция» (когда его нужно очищать от загрязнений).
На случай химической или радиационной угрозы была предусмотрена внушительная фильтро-вентиляционная установка. Её сердцем были семь вертикальных стоек, на каждой из которых размещалось по три фильтра ФП-200, похожих на бочонки.
Далее расположены три расширительные камеры, каждая защищена герметичной дверью ДУ-IV-3. За ними скрываются два фильтра ФЯР. Первая из этих камер также служит универсальной защитной секцией для забора воздуха из наклонного входа для людей.
Энергия и управление
Следующее критически важное помещение — главный электрощит, мозговой центр всего объекта.
Настоящим сердцем любого автономного убежища является дизель-генераторная электростанция. Здесь она изолирована от основных помещений двумя герметичными дверьми ДУ-IV-2. Увы, сейчас это сердце не бьётся — дизельный агрегат находится в плачевном состоянии.
Перед нами останки дизель-генератора ДГМА-48М1-1. При жизни он развивал мощность 80 лошадиных сил (50 кВт), весил почти две тонны и потреблял около 11 литров топлива в час на максимальной нагрузке. Установка состояла из двигателя К-159, синхронного генератора переменного тока КС-91-4С и системы охлаждения с воздушным радиатором.
Рядом расположена отдельная вентиляционная установка для подачи воздуха к дизелю. Она могла забирать воздух двумя способами: чистый — прямо из вентиляционной шахты, или предварительно очищенный — через фильтр ФЯР из защищённого предтамбура спаренного входа.
Запасы топлива
В дальнем конце дизельной, за очередной парой гермодверей ДУ-IV-2, находилось хранилище горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Давайте заглянем и туда.
Здесь установлены баки для аварийного запаса масла.
И, конечно, огромная ёмкость для основного топлива.
Другие помещения и детали
Тамбуры у входов для людей защищены массивными дверьми ДУ-I-8, каждая из которых весит около 750 килограммов.
Рядом с автовъездом, за воздухоплотной дверью, спрятано помещение ещё одной вентиляционно-вытяжной установки.
Здесь можно увидеть интересный гермоставень, перекрывающий вентиляционную шахту. Конструкция его запорного механизма довольно проста. На Дальнем Востоке такие ставни встречаются редко, за что в среде исследователей получили прозвище «Казахстанские» — именно там они более распространены.
Конечно, в убежище были предусмотрены раздельные санузлы для мужчин и женщин.
Часть зала возле автовъезда была отгорожена лёгкими перегородками под склады для средств индивидуальной защиты (противогазов, костюмов и т.д.).
Сейчас, как и многое здесь, они абсолютно пусты.
Послесловие
На этом наша экскурсия по этому гигантскому подземному сооружению подходит к концу. Несмотря на запустение, технически его ещё можно вернуть в строй, отремонтировав до состояния, пригодного для использования в системе гражданской обороны. Правда, цена такого восстановления будет астрономической.
Если вам было интересно погрузиться в мир забытых защитных сооружений, подписывайтесь на наш канал. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в следующих исследованиях!
