Артиллерийский взвод танковых башен "Охотский" (также часто неправильно именуемый по названию соседствующей роты танковых огневых точек "Ветровой"), с башнями от танков Т-54 ранних выпусков со 100-мм орудиями Д-10Т, установленными на бетонные погоны подземных унифицированных сборных железобетонных подбашенных сооружений.
АВТБ прикрывал песчаный берег от высадки вражеского десанта со стороны Охотского моря и подступы к запасному аэродрому для стратегической авиации "Ветровое", расположенному на перешейке Ветровый в полутора километрах от батареи.
Если верить информации в интернете, этот взвод входил в состав 49-го пулеметно-артиллерийского полка 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии.
Заранее извиняемся за качество фотографий, но на момент съёмки под рукой был лишь дешёвый телефон.
Этот АВТБ состоял из шести башенных блоков, командно-наблюдательного поста старшего офицера и казармы, соединённых между собой сетью траншей со стрелковыми ячейками для мотострелковых подразделений.
Так схематично выглядел каждый орудийный блок УФС-5 (унифицированное фортификационное сооружение) с башней Т-54. Блоки собирались как конструктор из готовых унифицированных элементов, которые производились промышленными предприятиями и силами войск округа.
Блоки были вооружены башнями от танков Т-54 со 100-мм орудиями Д-10Т унитарного заряжания. В качестве дополнительного вооружения башни были оборудованы спаренным 7,62-мм пулемётом СГМТ.
Когда точно был построен этот АВТБ выяснить не удалось, но повсеместное их строительство на Курильских островах началось в конце 1970-х гг. и вероятно эта позиция не стала исключением.
Ещё до прибытия сборных элементов УФС-5, на место строительства прибывал инженерно-саперный батальон, силами которого подготавливался полевой строительный лагерь, производилась рекогносцировка местности, приём грузов и дальнейшее возведение фортификационных сооружений на местности.
К сожалению до наших дней позиция сохранилась очень плохо и лишь частично, т.к. беспощадные штормы выкорчевали бетонные подбашенные сооружения из грунта.
Из воспоминаний военных в интернете стали известны фамилии двух командиров этого взвода в разные годы: старший лейтенант Подгурский и старший лейтенант Ефимов.
На каждый АВТБ ежедневно назначался дежурный расчет, который обеспечивал приведение в боеготовность двух башенных орудий в течение 5 минут, а остальных в течении 15 минут.
Перед силой природной стихии такие сооружения выстоять не смогли.
Так выглядели входы в подбашенные сооружения.
Входы в них оснащались защитно-герметическими дверями ДЗМ, установленные на проём 800х500 мм. Внутри каждого такого блока было оборудовано противорадиационное убежище личного состава, оснащённое фильтро-вентиляционной установкой ФВА-50/ФВА-100 для очистки заражённого воздуха и электро-ручной вентилятор ЭРВ-49 для обеспечения внутреннего подпора воздуха, благодаря которому внутрь не могли проникать отравляющие вещества.
Электроснабжение как вентилятора ФВУ, так и поворотных механизмов, и средств связи, осуществлялось от двенадцати аккумуляторных батарей 6СТЭН-140, которые в обычном режиме заряжались от штатной линии электроснабжения. К слову для таких АВТБ разрабатывались и укрытия для дизельной электростанции, но данный проект так и не был реализован.
Подача электроэнергии на поворотный механизм башни из подбашенного помещения производилась через вращающееся контактное устройство ВКУ.
Снаряды подавались в башни из подбашенного помещения через такие гермолюки. Само же подбашенное помещение располагалось сверху на блоке и имело люки в два помещения снизу. Один люк вёл в помещения снарядной, а второй в помещение сброса стрелянных гильз.
В снарядном помещении были установлены стеллажи с запасом на 80 снарядов, что составляло два боекомплекта обычного танка. Хотя на некоторых позициях бывало и больше.
Ну а рядом на побережье можно встретить и другие интересные, но довольно опасные находки, которые теперь постепенно находят и убирают военные.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.