Хочу рассказать об одном уникальном месте — военном аэродроме «Постовая», который с середины 1990-х годов находится в законсервированном состоянии. Его позывной был «Водолей», а взлётно-посадочная полоса (ВПП 13/31) имеет впечатляющие размеры: 2460 метров в длину и 44 метра в ширину. До 1994 года здесь базировались два прославленных истребительных авиаполка — 41-й и 308-й.
Сразу предупреждаю: качество некоторых фотографий оставляет желать лучшего, так как большинство из них были сделаны около десяти лет назад. Однако снимков этого аэродрома в открытом доступе почти нет, поэтому, как говорится, лучше так, чем никак.
История аэродрома «Постовая»
История этого места начинается в суровые годы Великой Отечественной войны. Первая грунтовая взлётно-посадочная полоса длиной 1800 и шириной 40 метров была построена заключёнными и для прочности покрыта металлической сеткой американского производства.
41-й истребительный авиационный полк
Свою летопись 41-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ ведёт с 10 марта 1943 года. Именно тогда на грунтовом аэродроме «Постовая» на базе одной из эскадрилий 42-го смешанного авиаполка был сформирован 41-й отдельный истребительный авиационный полк (в/ч 26870). Первыми крыльями полка стали самолёты И-15, И-16 и МиГ-3, а к концу года парк пополнили учебные УТИ-4 и У-2.
В начале 1945 года началось перевооружение: устаревшие машины стали заменять на более современные ЛаГГ-3, а затем и на грозные Ла-7. К началу Советско-японской войны полк, входя в бригаду ПВО, выполнял ответственнейшие задачи по сопровождению бомбардировщиков и прикрытию объектов флотилии.
В ходе боевых действий лётчики полка наносили удары по японским объектам в районах Эсуторо, Торо и Усиро, используя подвесные 50-кг бомбы. Они поддерживали морской десант в порту Торо и обеспечивали прикрытие для бомбардировщиков, атаковавших цели на Южном Сахалине. Поразительно, но за всю кампанию полк потерял всего один самолёт Ла-7 — и то в результате аварии, а не в бою.
После войны, в 1946 году, полк вошёл в состав Сахалинской военной флотилии, а весной 1947-го был передан в состав ВВС 7-го ВМФ.
Эпоха реактивной авиации началась для полка в 1950 году с поступления МиГ-15. Уже во второй половине 1952 года в строю появились истребители МиГ-17, которые в три этапа перегнали на «Постовую» из Комсомольска-на-Амуре.
В мае 1953 года полк включили в состав 15-й смешанной авиационной дивизии ВВС СТОФ, а летом того же года вместе с дивизией передали в 105-й авиационный корпус ВВС Тихоокеанского флота, который перебазировался из Порт-Артура в Советскую Гавань.
В конце зимы 1957 года полк вошёл в состав Совгаванской дивизии ПВО, при этом одна из его эскадрилий была передислоцирована на Сахалин.
Знаковым для аэродрома стал 1979 год. Во-первых, полк начал получать новейшие по тем меркам самолёты МиГ-23МЛ. Во-вторых, именно тогда завершилось строительство и была сдана в эксплуатацию новая капитальная бетонная ВПП, которая и сохранилась до наших дней.
В 1980 году полк передали в состав 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС Дальневосточного военного округа.
В конце лета 1983 года произошла интересная рокировка: 41-й полк перелетел на остров Итуруп, на аэродром «Буревестник», чтобы сменить базировавшийся там 308-й ИАП, который, в свою очередь, весной перебрался на «Постовую».
В 1984 году технико-эксплуатационная часть (ТЭЧ) полка была переведена на сахалинский аэродром «Сокол».
Летом 1994 года 41-й истребительный авиационный полк был расформирован. Исправные боевые машины своим ходом ушли в Комсомольск-на-Амуре на аэродром «Дзёмги», где в течение двух последующих лет были утилизированы.
308-й истребительный авиационный полк
История 308-го полка началась ещё зимой 1940-1941 годов в составе ВВС Дальневосточного фронта. Он был создан на основе 6-го и Комсомольского истребительных полков и первоначально летал на И-15бис и И-16.
В Советско-японской войне полк принимал активное участие в Сунгарийской наступательной операции, сражаясь за освобождение Маньчжурии от японской Квантунской армии.
После войны, с 1945 года, полк обосновался на острове Итуруп, на аэродроме «Буревестник». За годы службы там он последовательно перевооружался, получая Як-9, американские «Кингкобры» Р-63, затем МиГ-15, МиГ-17 и, наконец, МиГ-21 СМ.
Осенью 1958 года полк передали в подчинение войскам ПВО.
Любопытная деталь: в штате этого истребительного полка имелся собственный поисково-спасательный вертолётный отряд, состоявший из трёх вертолётов Ми-8МТ.
Осенью 1979 года на острове Итуруп случилось сильное землетрясение, за которым последовало разрушительное цунами. Стихия уничтожила металлическую взлётную полосу аэродрома «Буревестник» и множество самолётов, которые буквально завернуло в полосу. Весной 1983 года уцелевшие и способные летать истребители полка перегнали на аэродром «Постовая».
После распада СССР полк вошёл в состав 8-го корпуса ПВО 11-й отдельной армии ПВО.
Летом 1994 года, вслед за 41-м полком, был расформирован и 308-й ИАП. Его боевые машины также отправились своим ходом в Комсомольск-на-Амуре на утилизацию.
Другие части и современное состояние
Помимо двух основных истребительных полков, на аэродроме «Постовая» в разные периоды базировались и другие части. С 1948 по 1951 годы здесь находились 563-й отдельный транспортный авиаполк ВМФ, 231-я и 257-я отдельные буксировочные авиаэскадрильи. А с 1954 по 1960 годы на аэродроме размещалось управление 15-й истребительной авиационной дивизии ВМФ.
Сегодня аэродром официально считается законсервированным, на его территории организована авиационная комендатура. В последние годы сюда периодически прилетают самолёты, проводятся учения. А ниже я покажу, как выглядели его сооружения в период с 2009 по 2015 годы.
Так выглядела казарма в 2015 году.
Годами ранее.
Штаб в 2015 г.
Несколькими годами ранее...
Несколько лет назад.
Овощехранилище, засыпанное снегом, в 2015 г.
А так оно выглядело за несколько лет до этого.
Контрольно-диспетчерский пункт (КДП) во время снегопада в 2015 г.
Ранее.
СЛИК (склад горюче-смазочных материалов) в 2015 г.
Чуть раньше.
Перейдём к более интересным техническим постройкам.
Технико-эксплуатационная часть (ТЭЧ) в 2015 г.
Такой она была в то время внутри.
Несколькими годами раньше.
Законсервированная аккумуляторная в 2015 г.
И чуть ранее.
Дизель-генераторная в 2015 г.
И чуть позже.
ПАРМ (подвижная авиационная ремонтная мастерская). Точно уже не вспомнить, но, вроде бы, фото ещё 2009 г.
Законсервированная солдатская столовая в 2015 г.
И столовая лётно-технического состава в том же году.
А такой она была несколькими годами ранее.
Учебный корпус в 2015 г.
И позднее.
Хранилище вооружений №1. Единственное, где на 2010 год ещё сохранились массивные защитные двери.
И хранилище вооружений №2.
Хранилище вооружений №3.
Котельная ПАРМ уже к началу 2010-х годов была в разрушенном состоянии.
Котельная центральной авиационной базы (ЦА) в те же годы.
Трансформаторная подстанция (ТП) №1 в 2015 г.
ТП №2 в тот же год.
И чуть ранее. Она, кстати, вроде бы до сих пор функционирует.
ТП №3 в начале 2010-х годов.
Ну и напоследок — ещё одно строение, возможно, здание службы горюче-смазочных материалов (ГСМ). На этом всё. К сожалению, фотографий самой взлётной полосы и пустых капониров для стоянки самолётов у меня нет.
Если вам понравился материал, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также, при желании, вы можете помочь нашему проекту — наши поездки по разным городам и регионам обходятся недёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за внимание и до новых встреч.
