Неожиданная находка в промзоне: уцелевший красный ЛиАЗ-677

Хочу поделиться с вами историей одной своей поездки. Как-то раз, когда появилась возможность, я решил отправиться на машине исследовать окрестности. День выдался по-настоящему весенним, солнечным, и просто грех было сидеть дома. Я не ставил себе конкретной цели — просто хотелось сменить обстановку, подышать свежим воздухом и, возможно, наткнуться на что-нибудь любопытное.

Дорога к заводу

Отъехав от дома примерно на сотню километров, я вспомнил про старый, заброшенный автобусный завод ЛиАЗ и решил свернуть к нему. Когда я подъехал, первое, что бросилось в глаза — это огромная территория, обнесённая глухим, очень высоким забором, а поверху ещё и колючая проволока натянута. Видимо, охраняли когда-то от непрошеных гостей, чтобы технику или материалы не растаскивали.

Мне пришлось объехать почти весь периметр, чтобы найти более-менее подходящий въезд. Дорогу, конечно, кто-то перекопал, но мой Pajero Sport с его пониженной передачей и заблокированным задним дифференциалом справился с этим препятствием без особых хлопот. Вот уж действительно, полный привод и высокая рама — лучшие спутники для таких приключений!

Заброшенная промзона

И вот я внутри. Место выглядело диковато и безлюдно. Вокруг — остатки бетонных конструкций, вероятно, от бывших цехов. Обратили на себя внимание массивные кран-балки, которые, к удивлению, ещё не пошли под нож и не сданы в металлолом.

Я вышел из машины, чтобы осмотреться получше, и среди груды строительного мусора и хлама мой взгляд уловил знакомые очертания. Это был он — старый автобус ЛиАЗ-677, и что особенно удивительно, его кузов сохранил ярко-красный цвет.

Воспоминания о легенде

Говорят, что в советское время этот автобус в народе прозвали «скотовозом». Честно говоря, я, выросший в ту эпоху, такого прозвища не припоминаю. Для нас тогда существовали просто «автобус» (чаще всего это и был ЛиАЗ) и «Икарус». Икарусы ходили на междугородних маршрутах, а эти жёлтые, подчас дымящие, ЛиАЗы колесили по городским улицам и дорогам в близлежащие сёла.

Есть одна занятная байка, связанная с водителями этой модели. Дело в том, что до появления ЛиАЗа-677 они работали на ЗИЛ-158 — машинах, мягко говоря, спартанских. Там не было ни гидроусилителя руля, ни автоматической коробки передач. Говорят, после смены водитель так выматывался, что дома ему было уже не до семейных дел. А с приходом «шестьсот семьдесят седьмого», который получил «гидравлику» и «автомат», жизнь не только самих шофёров, но и их жён наладилась и стала куда приятнее.

Детали, которые помню до сих пор

Лично для меня в салоне ЛиАЗа было два самых лучших места. Первое — сиденье прямо за кабиной водителя, откуда хорошо было видно дорогу. А второе — это двойная скамейка на колёсной арке, считавшаяся у нас «козырной». Ещё меня всегда завораживали белые ручки поручней, сделанные из какого-то рельефного, приятного на ощупь пластика.

В салоне всегда стоял особый запах — смесь бензина, выхлопа и тепла от печки. Сам автобус был неспешным, его карбюраторному двигателю частенько не хватало мощности, когда пассажиров набивалось полным-полно. Зато внутри было светло даже вечером, ведь ещё в 1962 году на нём впервые применили люминесцентное освещение, что для тех лет было настоящим технологическим прорывом.

Вот такая неожиданная встреча с прошлым получилась. Найти в груде мусора целый, да ещё и красный ЛиАЗ — это было что-то.