Летом удалось побывать проездом в Липецке. Заезжая в город на рассвете и проезжая по пустынным улицам, мое внимание привлекли красные гигантские сооружения на горизонте.
Издалека было видно, что старые, ржавые, очень высокие и красивые сплетения труб ползли вверх не на один десяток метров. Остановившись на обочине и заглянув в карту, выяснилось, что это остановленные еще в 2011 году доменные печи завода «Свободный Сокол».
Не долго думая, мы с подругой бросили машину на ближайшей стоянке около торгового центра и отправились посмотреть на печи поближе. Перейдя железнодорожные пути около станции Чугун-1, на удивление, мы не обнаружили даже забора. Путь нам ничего не преграждало, поэтому мы выдвинулись в сторону рудного двора, прямо к доменным печам.
На самом деле, охрана здесь есть и иногда даже делает обходы. Хоть само предприятие и работает по сей день, денег на забор у него нет, поэтому доступ полностью свободен уже не первый год.
В одной галерее попадается несколько изображений. Приятного просмотра! ->
Всего в состав предприятия входит около двадцати цехов. Доменный цех завода располагал как раз именно этими двумя печами объемом 700 метров кубических каждая, а также комплексом разливочного оборудования, что позволяло выпускать литейного чугуна более 800 тысяч тонн в год.
Проблемы на предприятии начались в 2008 году, когда заводу начал грозить технический дефолт. Весной 2009 года оказались снесены почти все цеха, включая исторические. Делопроизводство о банкротстве предприятия было начато еще в 2010 году. Позже на заводе была небольшая модернизация цехов. Теперь здесь делают только трубы.
Сейчас обе печи остановлены. В полной тишине стоит огромный гигант, поскрипывая ржавым железом на ветру.
Прогуливаясь под одной из печей, мы обнаружили множество старых шлаковозов. Это вагон, состоящий из шлаковозного ковша, предназначенный для транспортировки жидкого шлака от доменной или мартеновской печи на шлаковый отвал завода.
После выпуска вагона из доменной печи, из шлаковозов с жидким шлаком составляется поезд, который тепловозом отвозится на шлаковый отвал, который обычно располагается на расстоянии в несколько километров от доменных или мартеновских печей. Наглядный пример слива шлака под городом Тула, завораживающее зрелище.
Сдается мне, что эти вагоны больше никуда не поедут, разве что на металлолом. Что именно за модель шлаковоза мы нашли тут, мне не известно. Может, знатоки подскажут в комментариях.
В одном из ангаров мы нашли огромных размеров чан. Именно он сливал шлак в шлаковозы. Рядом с потолка свисает невообразимых размеров крюк, который и передвигал чан под потолком. Передать размеры на фото очень тяжело, поэтому вот вам крюк в сравнении с человеком.
Выходим с железнодорожного двора и двигаемся вдоль рудного дворика, прямо к сердцу всех этих конструкций - доменной печи.
Поднявшись на самый верх печи, ты поражаешься ее размерам и гению инженерной мысли, ведь это кто-то спроектировал, собрал и сварил, построил и запустил, да еще и более полувека поддерживал в работоспособном состоянии.
Переплетение железных конструкций доставляет неимоверное удовольствие для глаз, еще больше радуешься, что все это можно потрогать руками, ведь, скорее всего, все это исчезнет и будет демонтировано.
Неимоверных размеров ржавые трубы начинает подсвечивать утреннее солнышко. Мы постепенно начинаем свой спуск обратно.
Сделав еще несколько кадров и встретив рассвет, мы спешим удалиться с доменных печей. Ведь скоро проснется завод, начнется первая смена, охрана обязательно пойдет делать обход. Не хочется ее расстраивать и портить ей и себе такое прекрасное утро. Я безумно рад, что удалось прикоснуться к безусловно серьезной частичке истории металлургии нашей страны. Если будете в Липецке, советую взглянуть на эти печи хотя бы со стороны, они этого заслуживают.
На этом я откланиваюсь, спасибо за уделенное внимание.
Материал Максима Майорова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.