Мы забавный народ. Столетиями живем с синдромом выученной беспомощности и даже не стараемся вырваться из этого замкнутого круга.
И вот поэтому, когда я публикую свои фото стоянок возле воды всегда находится кто-нибудь, кто напишет: «Ай-я-яй!!! Так нельзя, тебя же оштрафуют! Ты нарушаешь закон!»
Типа запрет подъезда к воде же!
И кажется, что пора рвать на голове волосы и не ездить никуда вообще.
- Я за закон. Но за закон, который един для всех.
- Я за закон. Но за закон, который разумен.
- Я за закон. Но за закон, который справедлив.
В России ХХI века почти не осталось справедливых, разумных и единых для всех законов. Кто с этим не согласен - дальше можно не читать. Я же отношусь к тем, кто не будет исполнять закон, по которому меня начнут заставлять, например, ходить голым по улице.
Вот и приходится внимательно изучать наши своеобразные и странные законы, и знать, как с ними бороться.
Внимание! Дальше много теста!
С Водным кодексом РФ мне пришлось разобраться. Прежде всего, потому что я путешествую, и путешествую активно. А большинство стоянок - возле воды.
Все дальнейшее написано с позиции туриста. Для которого стоянка возле воды – это процесс прежде всего созерцательный, с получением кайфа от одиночества и единения с природой. И, да, я не юрист.
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).
п. 4 и п. 6 ст. 65:
В принципе, нам этого достаточно. Для моря 500 метров, но море меня пока не интересует. Хотя нижесказанное будет актуально и для моря.
Там же, пп. 4 п. 14 ст. 65:
И, да, за нарушение такого запрета физическими лицами предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 000 до 4 500 руб. (ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ).
Но! У нас в государстве ещё есть хоть какие-то признаки законности. И для того, чтобы был выписан штраф водоохранная зона должна быть отдельно выделена в кадастровом учете.
В России более 2 800 000 рек и 2 747 997 озёр.
Любая кадастровая работа стоит денег (я вообще считаю, что водоохранную зону пропихивали под конкретный распил бабла для кадастровых работ). Как думаете, много рек и озёр имеют кадастровые водоохранные зоны?
Поэтому, когда планируем выезд на природу, залазим на публичную кадастровую карту, тыкаем слой с водоохранной зоной и внимательно смотрим.
https://pkk5.rosreestr.ru
С большой долей вероятности - берег никем и никак не отнесён к водоохранной зоне. А если нет кадастра - не за что штрафовать. В принципе дальше можно и не читать.
Но что делать, если вы приехали на берег, но к вам все равно приехал инспектор и выписывает штраф? Или, наоборот, вот вся зона в границах водоохранных участков?
И вот тут надо побороть свой собственный синдром выученной беспомощности. Ведь, что мы всегда в основном считаем? Товарищ полицай всегда прав. Часто это так, но не в нашей стране. Поэтому давайте по пунктам:
Поэтому: уважаем себя, не «качаем права», а просто, спокойно, с уважением просим инспектора полностью соблюдать закон. И говорим: ок, составляем протокол. Не перечим ему и вежливо общаемся!
Важно: инспектор тоже должен к вам на «Вы» и тоже вежливо!
А тут все очень забавно.
- Инспектор обязан представиться и показать своё удостоверение. И обязан вам его показывать не мельком, а подождать пока вы все детально изучите.
- Инспектор обязан вслух зачитать вам права и обязанности.
- Инспектор также обязан соблюдать закон. А именно границы водоохранных зон!
Не у каждого инспектора не специализированный транспорт (я пытался свои Соболя перевести в категорию специализированного, это совсем непросто, я бы сказал - невозможно). Знаете, что это означает? Что ни один инспектор не может приехать к вам на своем автомобиле. А если подъехал - то обязательно в протоколе фиксируем данный факт. Как и фото-видео фиксация. Особенно на фоне вашего автомобиля. Ещё раз - если он к вам приехал на автомобиле - он ОБЯЗАН оштрафовать самого себя в том числе.
Я знаю места стоянок, куда вдоль берега двигаться несколько километров. Так вот - инспектор также не имеет права на своем автомобиле по лесным дорожкам ездить! Он эти километры к вам должен прийти пешком!
Кстати, автомобиль должен иметь соответствующие надписи на бортах!
Я не знаю, оспаривал ли кто данное письмо от Минприроды и противоречил ли оно Водному кодексу, но предположим, что не противоречит.
Так что, внимательно смотрите, на чем он приехал и как. Спокойно попросите документы на автомобиль. Автомобиль должен принадлежать государству.
- Инспектор должен вам предоставить наряд или любой другой документ, который обосновывает его появление перед вами! Ага, палочная система на штрафы у них нарядами оформляется. Соответственно без наряда — это самоуправство. Тут бюрократия играет нам на пользу.
- При составлении протокола инспектор обязан указать кадастровый номер водоохранной зоны. Так как для совершения правонарушения нужно установить какую конкретно водоохранную зону я нарушил. Это самый важный пункт!
Если инспектор продолжает составлять протокол и не может установить ни кадастровый номер водоохранной зоны, ни границы ее на местности, то вежливо просите его привлечь двух свидетелей. Вежливо требуйте, чтобы он произвел замер расстояния от воды до вашего автомобиля измерительным прибором с сертификатом государственной проверки, согласно Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обеспечении единства измерений"
И совсем жесткач – это само измерение! Расстояние инспектор должен замерять от береговой линии! Нет от самой воды (уреза воды), а именно от береговой линии! Колебание воды, например, на Онежском озере – 1,5 метра и береговая линии часто находится как раз на глубине. В общем – отправляйте его в воду. Вежливо.
Ну и далее, если он совсем упоротый (предположим это полицай в сопровождении гвардейцев) пишем в протоколе:
Нарушения не признаю. Водоохранная зона по месту составления протокола не установлена.
С доводами инспектора не согласен, замер расстояния производился не установленными средствами измерений, без серийного номера и сертификации гос. поверки.
Действия инспектора не соответствуют законодательству, так как не указаны все аспекты административного правонарушения, и вы не доверяете ему рассматривать дело об административном производстве и ходатайствуете о рассмотрении дела по месту вашего жительства. Имеются признаки вымогательства.
А если серьезно, то все это называется просто: Итальянская забастовка. Я готов и буду исполнять закон буквально. И точка.
И совсем серьезно:
Вам может попасться совсем прошаренный и прокаченный инспектор 80 уровня, и он будет знать вот такую страшную штуку:
Замыкайте данного инспектора на приведенное выше Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 (ред. от 30.11.2019) "Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов". Пусть упомянет оба законных акта в протоколе. И дальше у судьи тоже пусть замыкает данное противоречие.
Ну и всегда помним, что можно отделаться предупреждением, если происходит добровольное прекращение правонарушения и раскаяние. (Смягчающие обстоятельства ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ)
А дальше – копию себе, всю информацию куда отправляется протокол записать и вперед – к юристам!
Но, скорей всего, учитывая мои места стоянок, их удаленность от населенных пунктов и мое избегание массовых туристических мест – никогда его не встречу. Так как хорошо клюет там, где рыбы много. На кой черт за мной лезть в дебри?
(Да, я в курсе, что на многие законы и правила уже давно полицаям и судам плевать, но это в городах, когда их много и есть ОМОН. На природе они не такие смелые.)