Как законно отдыхать у воды: разбираемся с Водным кодексом и защищаем свои права

Мы, россияне, часто живем с ощущением собственной беспомощности перед системой, словно смирившись с тем, что от нас ничего не зависит. Эта привычка настолько въелась, что мы даже не пытаемся ее оспорить.

Именно поэтому, когда я делюсь фотографиями своих лагерей на берегу водоемов, всегда находятся люди, которые с укором пишут: «Как тебе не стыдно! Это же запрещено! Тебя оштрафуют! Ты нарушаешь закон!»

Речь, конечно, о знаменитом запрете подъезда к воде.

Можно подумать, что после таких комментариев пора впадать в панику и перестать выезжать на природу вообще.

  • Я уважаю закон. Но только тот, который действует одинаково для всех.
  • Я уважаю закон. Но только разумный и логичный.
  • Я уважаю закон. Но только справедливый.

В современной России, увы, осталось не так много законов, соответствующих этим трем принципам. Кто со мной не согласен — можете дальше не читать. Я же из тех, кто не станет слепо исполнять абсурдный указ, если он, к примеру, обяжет меня ходить по улицам голым.

Поэтому приходится внимательно изучать наши порой весьма странные нормативные акты и искать в них лазейки для защиты своих интересов.

Внимание! Дальше будет много текста!

Мне пришлось детально разобраться с Водным кодексом РФ. В первую очередь потому, что я много путешествую, и большинство хороших мест для стоянок находятся именно у воды.

Все, что написано ниже, — с точки зрения обычного туриста. Для меня остановка у воды — это прежде всего возможность уединения, созерцания природы и получения от этого удовольствия. И да, я не юрист.

Основной документ — "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

Нас интересуют пункты 4 и 6 статьи 65:

В них говорится о запрете движения и стоянки транспортных средств в водоохранных зонах, за исключением специально оборудованных мест. Для морей эта зона — 500 метров, но море сейчас не в фокусе моего внимания. Хотя принципы, описанные ниже, будут актуальны и для морского побережья.

Там же, в подпункте 4 пункта 14 статьи 65, уточняется, что границы этих зон должны быть установлены и внесены в кадастр.

И да, за нарушение этого запрета для физических лиц предусмотрен административный штраф от 3 000 до 4 500 рублей (часть 1 статьи 8.42 КоАП РФ).

Но! В нашем государстве еще сохранились некоторые признаки законности. И для того чтобы штраф был правомерен, водоохранная зона должна быть не просто обозначена в законе, а официально выделена и поставлена на кадастровый учет.

В России более 2,8 миллиона рек и почти 2,75 миллиона озер.

Любая кадастровая работа стоит денег (я, кстати, подозреваю, что сама идея обязательного кадастрового учета этих зон была продвинута именно для распила бюджетных средств на соответствующие работы). Как вы думаете, много ли водоемов в нашей необъятной стране имеют оформленные кадастровые водоохранные зоны?

Поэтому, планируя выезд на природу, я всегда заглядываю на публичную кадастровую карту, включаю слой «Водоохранные зоны» и внимательно изучаю местность.

https://pkk5.rosreestr.ru

С очень высокой долей вероятности окажется, что интересующий вас берег никем и никак не отнесен к водоохранной зоне на кадастре. А если нет кадастра — формально не за что штрафовать. В принципе, на этом можно было бы и остановиться.

Что делать, если инспектор все-таки приехал?

Но что делать, если вы уже расположились на берегу, а к вам подъезжает инспектор и начинает выписывать штраф? Или если на карте видно, что вся зона действительно в границах водоохранных участков?

Тут главное — побороть в себе тот самый синдром выученной беспомощности. Мы привыкли думать, что «товарищ полицейский всегда прав». Часто это так, но не в нашей ситуации. Поэтому действуем по пунктам, спокойно и уважительно.

Важно: уважаем себя, не «качаем права» с хамством, а спокойно и вежливо просим инспектора полностью соблюдать процедуру. Говорим: «Хорошо, составляйте протокол». Не перечим, общаемся корректно!

И помним: инспектор тоже обязан обращаться к вам на «Вы» и вести себя вежливо!

А теперь самое интересное — процедурные моменты.

  • Инспектор обязан представиться и предъявить свое удостоверение. Причем не просто мельком показать, а дать вам время внимательно его изучить.
  • Инспектор обязан вслух зачитать вам ваши права и обязанности.
  • И, что ключевое, инспектор также обязан соблюдать закон. В том числе касающийся границ водоохранных зон!

Транспорт инспектора — ваше оружие

Далеко не у каждого инспектора есть специализированный транспорт (я сам пытался переоформить свой «Соболь» в эту категорию — это невероятно сложно, если не сказать невозможно). Знаете, что это значит? Что инспектор не имеет права подъезжать к вам на своем личном или обычном служебном автомобиле. Если он это сделал — обязательно фиксируем данный факт в протоколе. И делаем фото- и видеосъемку, особенно на фоне его машины. Еще раз: если он приехал на автомобиле — он ОБЯЗАН оштрафовать и самого себя.

Я знаю места стоянок, до которых вдоль берега нужно ехать несколько километров по лесным дорогам. Так вот — инспектор также не имеет права ехать по этим дорогам на своей машине! Он должен пройти эти километры пешком!

Кстати, у его автомобиля должны быть соответствующие надписи на бортах!

Я не знаю, оспаривалось ли когда-либо разъяснительное письмо Минприроды на этот счет, и противоречит ли оно Водному кодексу, но предположим, что нет.

Так что внимательно смотрите, на чем и как он приехал. Спокойно попросите документы на автомобиль. Машина должна принадлежать государству и иметь специальный статус.

  • Инспектор должен предъявить вам наряд или иной документ, обосновывающий его появление перед вами! Да-да, их палочная система по штрафам часто оформляется именно нарядами. Соответственно, без наряда — это самоуправство. Иногда бюрократия играет нам на руку.
  • При составлении протокола инспектор обязан указать кадастровый номер водоохранной зоны, которую вы якобы нарушили. Ведь для правонарушения нужно установить, какую конкретно зону вы нарушили. Это самый важный пункт!

Требуем соблюдения процедуры до конца

Если инспектор продолжает составлять протокол, но не может указать ни кадастровый номер, ни доказать границы зоны на местности, вежливо просите его привлечь двух понятых. Требуйте, чтобы он произвел замер расстояния от воды до вашего автомобиля с помощью измерительного прибора, имеющего сертификат государственной поверки, согласно Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений».

И самый жесткий момент — само измерение! Расстояние инспектор должен замерять не от уреза воды (где сейчас вода), а от береговой линии! Колебание уровня воды, например, на Онежском озере, достигает 1,5 метров, и береговая линия часто находится на глубине. Одним словом — вежливо отправляйте его в воду замерять.

Ну а если он совсем «упоротый» (допустим, это полицейский в сопровождении Росгвардии), пишем в протоколе следующее:

«Нарушение не признаю. Водоохранная зона по месту составления протокола не установлена.

С доводами инспектора не согласен, замер расстояния производился средствами измерений, не прошедшими государственную поверку, без указания серийного номера прибора.

Действия инспектора не соответствуют законодательству, так как не указаны все аспекты административного правонарушения. Не доверяю ему рассматривать дело и ходатайствую о рассмотрении дела по месту моего жительства. Усматриваю признаки вымогательства.»

Если говорить серьезно, то вся эта тактика называется «итальянская забастовка»: я готов исполнять закон, но только буквально и с полным соблюдением всех процедур. И точка.

Если попался «прокачанный» инспектор

Вам может встретиться очень грамотный инспектор, который знает одну страшную штуку:

В этом случае упирайте на Постановление Правительства РФ №17, которое утверждает Правила установления границ этих зон. Пусть он упомянет оба нормативных акта в протоколе. И пусть потом объясняет это противоречие судье.

И всегда помним, что можно отделаться предупреждением, если добровольно прекратить правонарушение и раскаяться (смягчающие обстоятельства по КоАП РФ).

После составления протокола — забираем свою копию, записываем, куда он будет отправлен, и вперед — к юристу за консультацией!

Но, скорее всего, учитывая удаленность моих мест стоянок от цивилизации и то, что я избегаю массовых туристических троп, я никогда с таким инспектором и не встречусь. Зачем ему лезть в дебри ради одного человека? Хорошо клюет там, где рыбы много.

(Да, я в курсе, что на многие законы и правила правоохранителям и судам давно плевать, особенно в городах, где они чувствуют силу и поддержку ОМОНа. Но наедине с природой они обычно не такие смелые.)