Заброшенный символ эпохи: печальная судьба знаменитого техцентра для «Жигулей» на Варшавке

Недавно мне довелось побывать в легендарном автотехцентре на пересечении МКАД и Варшавского шоссе. Это здание — настоящий архитектурный шедевр 70-х годов, который и сегодня поражает своим масштабом и замыслом. Его главная идея — гигантский «летящий» треугольник, возвышающийся на массивном основании. Этот смелый проект архитектора Леонида Павлова резко контрастирует с окружающей застройкой и по сей день привлекает внимание каждого, кто проезжает мимо.

История, которая оживает в стенах

История этого места началась с постановления правительства 1968 года о создании «народного автомобиля» — будущих «Жигулей». В рамках этой программы в Тольятти построили автозавод, а в Москве архитектор Павлов спроектировал два первых центра технического обслуживания. Так появились знаменитые техцентры: для «Жигулей» на Варшавском шоссе и для «Москвичей» на Минском. Техцентр на Варшавке стал одной из самых ярких построек советского модернизма. В его стенах когда-то записывались в многомесячные очереди за новыми машинами и покупали дефицитные запчасти.

Сейчас, глядя на архивные фото макета и первые годы работы центра, сложно поверить, что это то же самое место.

Упадок и неопределенность

Сегодня здание находится в удручающем состоянии. Складывается впечатление, что его готовят к сносу, хотя нынешний главный инженер утверждает, что планов по сносу нет — комплекс сменил владельца и ждет масштабной реконструкции. Пока же почти все арендаторы съехали. После передела собственности в конце 90-х здесь обосновались сомнительные автосервисы, серые салоны, впаривавшие «кривые» машины и кредиты, и множество других контор. Сейчас внутри еще можно разглядеть следы былого величия: советские интерьеры, отделку мрамором и ракушечником, мозаики. Сохранилась и уникальная рампа — наклонный спиральный пандус, по которому автомобили когда-то поднимались на все этажи.

Подземный мир: тоннели и подвалы

Отдельная история — это подземная часть объекта. Протяженные тоннели проходят под главным зданием, торговыми рядами и парковкой, уходя в сторону Варшавского шоссе. Есть версия, что после строительства метро неподалеку коммуникации были повреждены, что привело к повышенной влажности и ускоренному разрушению. Стены подвалов, отделанные плиткой с абстрактными узорами, теперь покрыты сыростью.

Сейчас подвалы методично разбирают на металлолом. Вентиляция не работает, трубы протекают, сырость разъедает металл и проводку. Лабиринты из пластиковых труб с непонятными подключками создают тревожное ощущение, что в любой момент что-то может прорвать. Пройдя дальше по тоннелю, видишь множество заброшенных помещений — темных, заросших паутиной, куда, кажется, не ступала нога человека несколько десятилетий.

На выходе из подземной части мы наткнулись на старинный деревообрабатывающий станок. Судя по всему, он работал до последнего — еще недавно здесь функционировала небольшая пилорама.

Путь наверх: в сердце «треугольного утюга»

Тоннель выводит к изящному пандусу, который ведет наверх, прямо в «треугольник». Раньше по нему поднимались машины в выставочный зал. В начале 2000-х на верхнем этаже открылся один из первых в стране крытых картинг-центров, проработавший до закрытия здания. Сейчас пандус, на удивление, еще освещен и открыт для доступа на все этажи. Правда, теперь по нему ездят только машины, вывозящие металлолом, распиленный на верхних уровнях.

Подъем по пандусу — удивительное ощущение. Наклон настолько плавный, что почти не чувствуешь, что идешь в гору. Путь на самый верх занимает около пяти минут.

Вершина, где царит запустение

Оказавшись внутри «треугольника», видишь, что часть стен уже демонтирована. Среди коммуникаций стоят стулья и стол — видимо, для отдыха тех, кто занимается разборкой. На столе — объедки, вокруг валяются бутылки. Именно здесь когда-то располагался картинг-центр. От него не осталось и следа, только забытый баннер под потолком.

Все помещения пустуют, мебели почти нет. Это и неудивительно — вход сюда свободный, и при желании можно даже заехать на машине, хотя я бы не рискнул: слишком велик шанс проколоть колесо.

Угол треугольника, смотрящий на МКАД, до сих пор украшают две неоновые вывески «Автограда». Странно, но они еще горят, потребляя электричество впустую.

Ветер перемен

Гуляя по «треугольнику», чувствуешь сильный сквозняк, который продувает насквозь. Это похоже на ветер перемен. Скорее всего, вскоре этого здания не станет. Его снесут под предлогом реконструкции, а на его месте вырастет очередной торговый центр, которых в Москве и так с избытком. И пробки на МКАД станут еще длиннее и «веселее».

На этом мой рассказ заканчивается. Если хотите увидеть это место своими глазами — советую поторопиться. Спасибо за внимание.

Материал Максима Майорова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.