Знаете, есть такая поговорка — «Куда ты денешься с подводной лодки?». Но сегодня, вопреки всем анекдотам, на огромной дизель-электрической субмарине проекта 641-Б находимся только мы с моим другом-оператором. Это уникальный шанс — увидеть её без единого посетителя, в полной тишине.
Подготовка и первые впечатления
Мы потратили целые сутки, чтобы организовать эту съёмку и подготовить материал. Это того стоило! Давайте вместе пройдём по отсекам почти стометрового гиганта, почувствуем его атмосферу и попробуем представить, какой была жизнь моряков на этом советском корабле.
История корабля
Эта подлодка относительно молодая — её спустили на воду на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. С 1981 года она служила в составе Северного флота, и её экипаж не раз удостаивался звания лучшего корабля. Однако в 1998 году судьба висела на волоске: субмарину списали и чуть не отправили на утилизацию.
К счастью, московские власти вовремя выкупили её вместе со сторожевым кораблём «Дружный». Подлодке повезло больше — она стала музеем, а вот «Дружный» ждала печальная участь.
Музейные изменения и сохранившийся дух
Конечно, для музея в конструкцию внесли изменения: сняли вооружение, прорезали проёмы между отсеками для удобства посетителей. Но, что удивительно, подлодка не потеряла своего духа. Она по-прежнему дышит историей.
Судовые приборные панели, аппаратура, выкрашенная в яркий жёлтый цвет — всё это выглядит невероятно. В аналоговых приборах есть особая эстетика, которую не передать словами.
Сложность конструкции и быт экипажа
Когда гуляешь внутри, понимаешь, насколько мудрёной была конструкция. Нужно было отлично знать каждый уголок корабля, чтобы управлять им не только в штатном режиме, но и в аварийных ситуациях. Думаю, опытные моряки могли делать это буквально с закрытыми глазами.
Экипаж состоял из 78 человек, включая 17 офицеров. Интересно, что на этой модели у каждого моряка была своя койка — редкая роскошь для подлодок.
Отсутствие других посетителей было плюсом — никто не мешал съёмке. Но иногда не хватало экскурсовода. Вот, например, проектор — это часть экспозиции или оригинальное оборудование корабля?
Торпедный отсек и вооружение
Особенно впечатляет торпедный отсек. Да, он изменился, но всё равно выглядит грозно. На корабле было шесть носовых торпедных аппаратов с запасом в 24 торпеды. Кроме того, «Новосибирский комсомолец» нёс морские мины. Сейчас на борту есть макеты мин и торпед — без боевой части, конечно.
Завершение прогулки
Летом можно прогуляться по верхней палубе, но в плохую погоду её закрывают. Музей находится в Москве на улице Свободы, 56. Мы благодарим работников и администрацию музея истории ВМФ России в Тушино за возможность побывать здесь в нерабочее время и без толп.
Сейчас, когда путешествовать сложно, мы разбираем архивные материалы. Вот и дошли руки до этой съёмки на «Тушинской» субмарине — фотографии сделаны летом 2019 года.
