Однажды, путешествуя на автомобиле по тихим улочкам небольшого городка во Владимирской области, мой спутник обратил внимание на внушительное заброшенное строение. Оно было окружено ржавым железным забором, и с первого взгляда было понятно, что судьба его давно никого не волнует. Величественная колоннада у входа и полустертая надпись на фасаде «Дворец Культуры им. В.И. Ленина» навевали грусть и любопытство.
Позже, покопавшись в истории, я узнал, что этот дворец распахнул свои двери в 1962 году, в честь очередной годовщины со дня рождения Владимира Ильича, что и определило его название. Он был построен и содержался на средства завода «ДРО» и служил местом для собраний, праздничных вечеров и культурных мероприятий, объединяя жителей всего района.
Трудные времена и забвение
Перестроечные годы стали для учреждения началом конца. Завод, столкнувшись с экономическими трудностями, больше не мог финансировать содержание своего культурного центра. Дворец постепенно приходил в упадок.
К концу 2000-х здание окончательно опустело и осталось без какой-либо охраны, превратившись в легкую добычу для мародеров. Оно остро нуждалось в ремонте, но средств в местном бюджете на это не нашлось. В 2014 году власти все же озаботились его судьбой, составили проект реставрации, но предварительная смета в 400 миллионов рублей повергла всех в шок. Найти такие деньги на месте было нереально. Вместо поиска решения, был выбран самый простой путь: обнести территорию забором и предать забвению.
Мы с товарищем перелезли через ограждение и направились к зданию, чтобы увидеть все своими глазами.
Попадая внутрь, оказываешься в просторном, но разрушенном главном фойе. Эта картина — наглядный пример того, как равнодушие и непомерные бюрократические преграды могут уничтожить целый культурный очаг, некогда бывший гордостью города.
Находиться здесь небезопасно: крыша над балконом фойе обрушилась, повсюду следы недавнего пожара. Природа неумолимо берет свое, ускоряя разрушение стен и перекрытий.
На одной из стен чей-то протестный голос застыл в виде граффити от группировки «Зачем». Их работы, появляющиеся в подобных уникальных местах, задают горький и риторический вопрос: «Зачем все это? Зачем доводить до такого состояния?»
Крыши над фойе больше нет, и через огромные дыры, где когда-то висели люстры, теперь видно небо, а солнечный свет падает прямо на разрушающуюся лепнину. Находиться здесь действительно страшно — в любой момент на голову может свалиться кусок штукатурки или балки.
Главный зал: былые величие и красота
А вот и сердце дворца — главный зал. Шикарная, хоть и осыпающаяся лепнина, просторные балконы для зрителей, сцена, над которой до сих пор с портрета взирает Владимир Ильич. Остается только догадываться, как здесь было красиво и торжественно во времена расцвета. После исчезновения крыши и центральной люстры потолок зала стал напоминать фантастическую летающую тарелку, луч света из которой бьет прямо в партер, словно пытаясь притянуть кого-нибудь в свое заброшенное чрево.
Бродя по этим пустым, пропитанным сыростью залам, становится не по себе и очень грустно. В голове роятся вопросы: кто виноват в этом запустении? Куда подевалось все оборудование, старинные люстры и картины? Что стало с музейной экспозицией, которая здесь была? И главное — что ждет это здание дальше?
Создается впечатление, что для города культура превратилась в непозволительную роскошь, слишком дорогое удовольствие. Видимо, проще быть «бескультурным», но при этом демонстрировать видимость благополучия, чем признавать проблемы и пытаться сохранить свое наследие. А жители? Они, наверное, уже привыкли. Прожили без этого очага культуры десять лет, проживут и дальше. Пока память о нем окончательно не сотрется, и от дворца не останется лишь груда кирпичей.
Материал Максима Майорова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.
